На фоне обострения внешнеполитической ситуации, падения цен на нефть и турбулентности на валютных рынках страны россияне столкнулись с определенными экономическими затруднениями. Для того чтобы узнать, как люди справляются с кризисом, специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМа) провели специальное исследование.
Выяснилось, что многие россияне решили перейти на более дешевые продукты. Об этом рассказали 60% респондентов, свидетельствуют приведенные на официальном сайте ВЦИОМа данные. Вовсе отказаться от некоторых привычных трат – на дорогие товары, продукты питания, услуги или развлечения – или совершать их реже решили 59% опрошенных. Примечательно, что для большинства россиян личные антикризисные меры на этом заканчиваются.
В качестве меры по спасению домашнего бюджета закупку продуктов впрок рассматривает лишь 31% респондентов. Выращивать больше овощей и фруктов, разводить на участке птицу и других животных намерены 37% опрошенных.
Не самой высокой популярностью пользуются и поиски дополнительного источника денег. О попытках найти более высокооплачиваемую работу или подработку рассказали 32% россиян. Тратят на повседневные нужды ранее сделанные сбережения 27% опрошенных, берут в долг у знакомых и в банках 23%, а на безвозмездную помощь родственников рассчитывают 22% россиян.
Накоплениями в иностранной валюте занимаются только 10% граждан. А к крайним мерам – продаже ценного имущества или личных вещей – прибегают только 5%.
Говоря о том, от чего пришлось отказаться из-за кризиса, первым делом россияне вспомнили путешествия: этот вариант ответа выбрали 12% опрошенных. Еще 8% вспомнили об ограничениях в еде, отдых и развлечения пострадали у 4% респондентов.
На курении решили экономить 2% россиян (некоторые стараются меньше курить, другие перешли на более дешевые сигареты). Интересно, что отказ от алкоголя или ограничение его количества выбрал 1% опрошенных.
Только 16% респондентов отметили, что для них с приходом экономических затруднений ничего не изменилось. Тем не менее 50% опрошенных не смогли сказать, от чего им пришлось отказаться из-за кризиса.