Наступила "черная пятница" – пятница после Дня благодарения, в которую магазины предлагают покупателям крупные скидки. Изначально эта традиция появилась в США, но теперь некоторые страны переняли ее.
Обычай устраивать в пятницу после Дня благодарения день распродажи появился в США еще в XIX веке, но название суточная распродажа получила в 1960-е годы от водителей. Они назвали пятницу эту "черной" из-за огромных пробок на улицах.
Американская традиция успешно распространилась и на другие страны. Обычно в "черную пятницу" розничные магазины открываются очень рано, – около пяти часов утра. Но в этом году ритейлеры передвинули знаковое событие на День благодарения. Многие торговые сети работали в режиме "черной пятницы" уже с 20:00-22:00 часов, все другие открылись в полночь.
"Мы начинаем готовиться заранее и относимся к этому очень серьезно: распределяем роли, тренируемся, разыгрываем конкретные ситуации по каждому отделу. Мы очень хорошо знаем, что нас ждет в "черную пятницу", – рассказала Первому каналу менеджер американского магазина электроники Эми Адониз. В эту "черную пятницу" каждый американец готов потратить порядка 770 долларов на подарки. Ожидается, что общий объем продаж составит почти 600 миллиардов долларов. Покупателям предлагаются крупные скидки, действующие только один день. Но есть одно немаловажное правило: товары отдаются по бросовым ценам лишь для первой десятки покупателей, поэтому соревнования за право попасть первым к заветному прилавку в американских супермаркетах часто заканчиваются давками, драками, а иногда даже стрельбой. В этом году в каждом крупном магазине дополнительно дежурит полиция. Кроме того, обеспечен свободный проезд к магазинам машин экстренной помощи.
В связи с ростом популярности электронной коммерции в последние годы появилось понятие "киберпонедельник" – следующий за "черной пятницей" понедельник, в который фиксируется резкий рост продаж в онлайн-магазинах, передает РИА Новости. Но у "черной пятницы" и "киберпонедельника" имеется также ряд оппонентов. Противники идеологии потребительства призывают американцев устроить "День без покупок", разнообразив его уничтожением кредитных карт, шествием зомби и очередями пустых корзин.
В России традиция "черной пятницы" пока не пользуется популярностью. Воспользоваться уникальными скидками в "праздник распродаж" россияне смогут в основном благодаря зарубежным интернет-магазинам, доступным на территории страны.