В режиссерское кресло при съемках самой популярной новогодней российской кинофраншизы спустя четыре года вернулся Тимур Бекмамбетов. Именно он решил отойти от привычных схем и перенести действие фильма на 100 лет назад – в канун Рождества 1914 года. Картина состоит из шести новелл, действие которых разворачивается в больших и малых городах России, дворянских усадьбах и крестьянских избах, на беззаботных балах и суровых фронтах Первой мировой.
Основная – под названием "Царские елки" – рассказывает о том, как кадет Иван Филиппов (Александр Паль) на рождественском балу пытается ухаживать за красавицей-медиком Татьяной (Вера Панфилова), получает отпор, но не унывает и берет с нее обещание станцевать на такой же елке через год. Планам героя мешает Первая мировая: елки не просто отошли на второй план – их запретили власти. Но Иван и тут рук не опускает и решает собрать миллион петиций в защиту праздника.
Этот сюжет красной нитью проходит через другие пять новелл "Елок". Пока в Петрограде спасают елки, в солнечной Анапе заправский денди Борис (Иван Ургант) пытается выселить незадачливого предпринимателя Евгения (Сергей Светлаков) из выкупленного родового имения, а царский жандарм Петр (Артур Смольянинов) разрывается между службой и любовью к фигурному катанию, точнее – к своей очаровательной партнерше Елизавете (Екатерина Шпица). В то же время знаменитый певец Федор Шаляпин (Ильдар Абдразаков) помогает детям Насте (Софья Хилькова) и Грише (Даниил Изотов), попрошайничающим ради лекарства для мамы, крестьянина Сеню (Антон Богданов) и дворового медведя, которого он дрессирует, пытается разлучить сумасбродный барин (Ян Цапник), устроив на зверя охоту, а друзья-студенты Гриша и Дима (Александр Домогаров-младший и Александр Головин) записываются в добровольцы и параллельно борются за внимание прекрасной дамы Екатерины (Анна Хилькевич).
Назвать кино историческим все-таки нельзя: многовато в нем вымысла для этого жанра. Хотя бы потому, что елки в 1914 году никто в нашей стране не запрещал. Но стоит признать: лента вышла, может, не такой уж смешной, но вполне душевной, честной, а по уровню драматизма она существенно превосходит предыдущие части. Помогает и выбранное время: события разворачиваются в канун, объективно говоря, последнего мирного Рождества, и тяжелое предчувствие грядущих печальных событий не покидает на протяжении всего фильма. Кажется, зачем брать такой тяжелый период, да еще и перед Новым годом, когда россияне, с тревогой следящие за погружением страны в кризис, наоборот, хотят отвлечься?
Но не стоит разочаровываться заранее: "Елки 1914", несмотря ни на что, пропитаны оптимизмом. И мама выздоравливает, и медведь спасается, и фигуристы побеждают, а главное – елки разрешают и зажигают по всей стране, несмотря на голод и разруху. Получилось очень патриотично и вполне подходит для того, чтобы создать новогоднее настроение и зарядиться положительными эмоциями в наше непростое время, развлечься на праздниках, не нагружая страдающую от похмелья голову. Итого – семь баллов из десяти.