Как сообщается, правление "Нафтогаза" отказалось закупать необходимое для модернизации газотранспортной системы (ГТС) оборудование стоимостью в 156 миллионов долларов. Эти средства должны были пойти на обновление трех компрессорных станций на участках украинской ГТС "Кременчуг-Ананьев" и "Ананьев-Измаил". Именно через эти участки ГТС российский газ идет в страны Балканского полуострова, а также Турцию, а сам объем поставок в эти государства в прошлом году составил более 17 миллиардов кубометров голубого топлива.
Отказ от модернизации этой части украинской ГТС в Киеве объясняют тем, что многомиллионные вложения в это мероприятие не имеет никакого практического смысла, поскольку, признают в "Нафтогазе", ценность украинского газопровода для России будет постепенно снижаться, в том числе благодаря запуску газопровода "Турецкий поток", через который Москва планирует перенаправить транзит голубого топлива в Турцию и на Балканы.
При этом стоит отметить, что контракт между Россией и Украиной на транспортировку газа заканчивается уже в 2019 году, а состояние самой ГТС к этому времени, как утверждают эксперты, станет совершенно критическим из-за естественного старения используемого оборудования, не обновлявшегося в течение десятилетий.
Старение ГТС и отказ нынешних украинских властей ее модернизировать, в свою очередь, может привести к отсутствию новых контрактов по её использованию, а это значит, что Украина может лишиться козыря, которым она, уповая на свой статус страны-транзитера голубого топлива, использовала во внешней политике.
Напомним, 10 октября 2016 года Москва и Анкара заключили соглашение о прокладке первых двух ниток газопровода "Турецкий поток" из Краснодарского края в Турцию суммарной мощностью порядка 30 миллиардов кубометров в год. Еще раньше Россия начала реализацию проекта "Северный поток 2", который пройдет по дну Балтийского моря в Германию и обеспечит европейских потребителей 55 миллиардами кубометров российского газа в год. Оба проекта планируется реализовать к 2019 году.