Согласно оценкам предпринимателей, в Москве к весне будут вынуждены закрыться 30% ресторанов и кафе (три тысячи). Причину столь плачевного состояния отрасли они видят в падении курса рубля, ограничениях на ввоз продуктов, снижении покупательской способности, а также в высоких арендных ставках.
Для того чтобы не потерять клиентов, многие заведения меняют ассортимент, сокращают штат или проводят специальные акции. Но самые большие проблемы у предпринимателей возникают с арендодателями и поставщиками. Многие рестораны уже попали в список безнадежных должников и их дальнейшая судьба весьма туманна.
"Рестораторы обещают выплатить долги компаниям-поставщикам за товарные кредиты, банкам обещают расплатиться с арендодателями, выдать заработную плату работникам. Только на этих клятвах многие предприятия еще существуют. Скорее всего, к весне долги нужно будет выплачивать, но получится это не у всех. У компаний, поставляющих продукты для предприятий общепита столицы, сегодня есть должники, задерживающие выплаты на два месяца. Им никто продукцию отпускать уже не хочет. Крайний срок, когда станет ясно, кто на рынке останется, – конец марта", – цитируют "Известия" президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова.
Для того чтобы выжить в новых условиях, уверен он, необходимо измениться. "Те рестораторы, которые решили ничего не менять, проиграют. Нужно было уже пересмотреть меню, задуматься о новых поставщиках, закупить отечественные продукты, убрать невостребованные позиции, возможно, сократить штат сотрудников", – добавил он.
Из-за экономических проблем изменятся и гастрономические предпочтения россиян. "Из меню будут уходить свежие овощи, фрукты. Будет больше солений, картошки и грибов. Снова, как в 1990-е годы, будет больше предложений блюд со свининой. К жирной пище люди будут заказывать водку. Поставщики вина уже сегодня чувствуют трудности: некоторые обанкротились", – отметил Бухаров.
"Главная причина – повышение цен на продукты. Рестораны не могут увеличить свои цены, иначе они совсем лишатся посетителей. Повышение арендной платы – второй фактор. Третий – это реальное снижение доходов клиентов и неуверенность потребителей в завтрашнем дне", – рассказал исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков.