Информацию о том, что в последнее время россияне начали массово скупать драгоценные камни, подтвердили на смоленском заводе "Кристалл", который является самым крупным в России предприятием по переработке алмазов. Однако эксперты заметили, что в качестве инвестиций приобретать украшения с бриллиантами имеет смысл, если они имеют историческую ценность, а камни – только максимального размера.
"В декабре 2014 года новогодний спрос на бриллианты – и камни, и ювелирные изделия – подскочил, – цитируют "Известия" представителя ООО "Ювелирная группа "Смоленские бриллианты". – Это связано в первую очередь с нестабильной экономической ситуацией в стране, ослаблением национальной валюты. При этом готовые ювелирные украшения, разумеется, пользовались более высоким спросом, на них прошлись более 50% продаж. Сертифицированные бриллианты приобретались скорее как предмет инвестиций. Цены на камни обычно в пределах девять тысяч – 1,5 миллиона рублей".
Эксперты отметили, что с прошлого кризиса стоимость карата обработанного алмаза выросла на 20%, но в 2014 году цена на них снизилась. Цены сбивает Индия, которая гранит 80% всех алмазов мира. Специалисты связывают это с тем, что местные огранщики получают выгодные государственные кредиты на покупку алмазов под залог сырья и пользуются дешевой рабочей силой.
"В целом в 2014 году индекс RapNet Diamond Index (цены на драгоценности в мире) для бриллиантов весом один карат, или 0,2 грамма, упал на 8,7%, – говорит представитель "Кристалла". – RAPI для бриллиантов 0,3 карата снизился на 6,5%, а для камней 0,5 карата – вырос на 0,1%. Для драгоценных камней весом три карата RAPI опустился на 6,6%. В России в декабре 2014 года увеличился спрос на средние, весом в пару карат, и мелкие, весом в карат и менее, камни. Тут очевидное правило: при различных кризисных явлениях спрос уходит с дорогих позиций на более бюджетные – ювелиры в своем изделии камень в 1,5 карата заменяют камнем в центре в 0,5 карата и окружают его несколькими камнями в 0,1 карата. В итоге комбинация дает схожий визуальный объем, но по цене получается гораздо дешевле. Мы тоже подстраиваемся под рынок и сейчас выпускаем больше средних бриллиантов. Крупные камни придерживаем в реализации".
Аналитики отмечают, что в 2014 году основными покупателями бриллиантов в России стали профессиональные ювелиры и рядовые граждане, напуганные кризисом и решившие вложить деньги в драгоценности. Однако эксперты отмечают, что вкладываться в бриллианты имеет смысл, если речь идет о покупке камня максимального размера – и то это инвестиции, горизонт которых краткосрочным не назовешь.
"Сертифицированные бриллианты интересуют главным образом ювелиров и других инвесторов-коллекционеров. Но при немедленной продаже камней и тем, и другим также идет потеря цены – 30–40% от стоимости нового бриллианта. Специальной площадки по реализации приобретенных бриллиантов в России нет, то есть о вторичном рынке говорить предельно сложно", – поясняет специалист.