Белоруссия опасается, что проект возведения атомной электростанции в республике может оказаться под угрозой из-за жесткой позиции Литвы. Минск обвиняет прибалтийское государство в дезинформации, с помощью которой оно воздействует на международное ядерное сообщество с целью запретить строительство АЭС. А между тем российский "Атомстройэкспорт" уже готов приступить к возведению станции.
Литовский МИД дезинформирует международную общественность по вопросам строительства белорусской АЭС, считают в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии.
"В связи с пресс-релизом МИД Литвы относительно итогов рассмотрения Комитетом по осуществлению конвенции Эспо жалобы Литвы, касающейся несоблюдения белорусской стороной положений конвенции при планировании строительства АЭС, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь вынуждено констатировать, что литовская сторона в очередной раз прибегает к откровенному искажению действительности и фактически дезинформирует международную общественность", – говорится в пресс-релизе министерства.
Речь идет о сообщении МИД Литвы, распространенном 22 марта. В нем говорится, что в ходе заседания комитета по осуществлению конвенции ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо), прошедшем в Женеве, представители Белоруссии не смогли сформулировать четкие и согласованные ответы на вопросы членов комитета. Кроме того, по мнению литовской стороны, утверждения белорусских делегатов противоречили информации, ранее переданной в письменном виде.
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте – это международное соглашение, инициированное Европейской экономической комиссией ООН. В соответствии с ней процедура оценки воздействия на окружающую среду потенциально опасных проектов должна проводиться не только внутри государства, но и в соседних странах, которые могут быть затронуты воздействием этих объектов. Согласно документу, процедура оценки должна производиться на ранних стадиях планирования.
На самом заседании была рассмотрена жалоба Литвы относительно соответствия действий белорусской стороны по развитию проекта АЭС требованиям конвенции. Эту жалобу Литва подала в июне 2011 года, передает DELFI.
В свою очередь Минск настаивает, что в ходе заседания "белорусская сторона дала исчерпывающие ответы на все вопросы, подкрепив их официальными документами, подтверждающими соблюдение Беларусью процедур конвенции", передает РИА Новости.
Более того, замминистра энергетики Белоруссии Михаил Михадюк говорит, что претензии и жалобы Литвы не имеют никакого отношения к безопасности АЭС, которую собирается строить Белоруссия близ поселка Островец, что рядом с границей Литвы. На самом деле, по мнению чиновника, Вильнюс преследует другие цели, лежащие в области конкуренции.
Дело в том, что Литва стремится построить новую атомную электростанцию в Висагинасе, находящемся недалеко от границы с Белоруссией. Она смогла бы обеспечить энергией страну, а также соседние прибалтийские страны. Вполне очевидно, что две АЭС, расположенные совсем рядом, вступят в острую конкурентную борьбу. Преимущество получит станция, которая начнет работу раньше. А пока белорусский проект обгоняет литовский. Литовская АЭС, которую должен возводить альянс Hitachi и General Electric, может заработать в лучшем случае не раньше 2020 года. Белорусская АЭС мощностью 2,4 ГВт должна быть построена уже к 2018-му, а первый блок – вообще к 2017-му. Литва требует от Белоруссии отменить все ранее принятые решения в части строительства АЭС и выбрать другую площадку для ее размещения. Hitachi и General Electric – компании, возводившие АЭС "Фукусима-1".
Кроме того, проблемой является и строящаяся в России Балтийская АЭС, которая должна дать первую энергию в 2016 году. В таких условиях Литва рискует построить никому ненужную АЭС.
Белоруссия считает, что подобными сообщениями МИД Литвы хочет оказать давление на членов комитета по осуществлению Конвенции Эспо. "Литва уже оказывает давление на комитет, заявляя, что Белоруссия в ходе слушаний не смогла полностью ответить на какие-то вопросы. Мы расцениваем это как давление", – заявил первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии Виталий Кулик.
Ответ Литве на жалобу о строительстве АЭС в Белоруссии комитет Эспо даст в сентябре. До этого момента Белоруссии придется понервничать. Собственно говоря, беспокойство белорусской стороны уже заметно. С одной стороны, начальник управления государственной экологической экспертизы Минприроды Белоруссии Александр Андреев заявил, что в республике рассчитывают на благоприятное решение комитета. Одновременно он сказал, что страны Евросоюза, имеющие 27 голосов в Конвенции Эспо, могут способствовать принятию решения, запрещающего республике строительство АЭС.
"Если страны, которые ратифицировали Конвенцию Эспо, принимают двумя третями голосов какое-либо решение, то страна обязана ему подчиниться. Мы понимаем, что если страны Евросоюза – а это 27 стран, 27 голосов в Конвенции из 42 – решат провести какое-либо решение, то нам сложно будет ему противостоять", – цитирует Андреева "Интерфакс".
Его можно понять. В данный момент отношения Белоруссии с ЕС как никогда далеки от благоприятных. В пятницу ЕС расширил список санкций против республики, введенных из-за казни осужденных за теракт в минском метро. Рассчитывать на благосклонность европейских чиновников Минску никак нельзя, что, конечно, на руку Вильнюсу.
Россия не ввязывается в спор двух стран, поскольку не является страной, ратифицировавшей Конвенцию Эспо. По словам Виталия Кулика, российская сторона оказывает Белоруссии техническую и методическую помощь в подготовке документации по АЭС. А между тем "Атомстройэкспорт", являющийся генподрядчиком строительства белорусской АЭС, планирует уже в апреле начать строительные работы. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности президента компании Валерий Лимаренко.
Генеральный контракт с Белоруссией по сооружению АЭС планируется подписать до конца первого полугодия 2012 года. В 2012 году на финансирование работ по сооружению в Белоруссии АЭС будет направлено 170 млн долларов. Проект белорусской АЭС предусматривает использование реактора типа ВВЭР-1200.
Начальник аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрий Кумановский отмечает, что у литовского проекта АЭС слишком много конкурентов. "В регионе может появиться как минимум два крупных проекта в ближайшие годы: это активно строящаяся Балтийская АЭС в Калининградской области и Белорусская АЭС. Под эти проекты есть финансирование и законтрактовано оборудование. И уже с 2016 года первая энергия должна пойти с Балтийской АЭС, а с 2017-го и с 2018-го – с двух блоков Белорусской АЭС. Это на 2-4 года опередит литовский проект, что приведет к перераспределению долей на региональном энергетическом рынке и ухудшит параметры окупаемости Висагинской АЭС", – говорит эксперт.
Кроме того, одновременно с литовской АЭС в 2020 году Польша введет в строй 2–3 собственных АЭС на границе с Литвой и Калининградской областью России. И все же, по его мнению, альянс Hitachi и General Electric может завершиться вводом Висагинской атомной станции.
"Во-первых, аварии на японских АЭС негативно отразились на имидже подрядчиков, которым нужно пытаться удержать свою долю на перспективных рынках развивающихся стран. Во-вторых, отказ от атомной энергии в Германии позволяет надеяться на возможность экспорта излишней энергии в Европу. В-третьих, блок типа ABWR фукусимского типа в Литве, несмотря на технологическую устарелость, может оказаться экономически выгодным для его подрядчиков по объявленной цене, за счет чего они реализуют его за собственный счет и будут окупать инвестиции в последующие годы", – отметил Дмитрий Кумановский.
Газета "Взгляд" уже писала, что Литва развернула против проекта АЭС в Белоруссии настоящую информационную войну. Вильнюс пытается привлечь международные организации на свою сторону. Но успеха пока не достиг. "Возникшие между Литвой и РФ трения по строительству атомных станций в балтийском регионе носят политический и экономический характер и, соответственно, не имеют технологической составляющей", – заявлял газете высокопоставленный источник в МАГАТЭ. Иначе говоря, под беспокойством Литвы о безопасности атомной энергетики кроется конкурентная борьба, и в МАГАТЭ это признают.