Если спросить у большинства россиян, какое понятие у них ассоциируется со словом "сомелье", то девять из десяти, немного подумав, назовут слово "вино". В самом деле – профессия винного сомелье, способного одним мановением правильно подобранной бутылки превратить обычный ужин в ресторане в фейерверк вкусовых ощущений, почетна и уважаема на всех пяти континентах. Однако мало кто знает, что в ряде стран и регионов сомелье специализируются не только на дарах Диониса, но и на крепком алкоголе.
К примеру, в Шотландии, в стране кельтских юбок, волынок и бессмертного Дункана Маклауда, Королевский институт сомелье изучает виски еще с 1721 года. Поэтому-то его выпускники и способны подобрать напиток в зависимости от того, как их клиенты хотят провести вечер – в теплом семейном кругу или на дружеской пирушке. Аналогичная ситуация и в Нормандии. В этой французской провинции считается хорошим тоном перед покупкой кальвадоса, который знаменитый писатель Эрнест Хемингуэй любил даже больше рома, провести 30-40 минут за разговором с сомелье о… яблочных урожаях различных лет. Что, впрочем, неудивительно, учитывая, что для приготовления одного только кальвадоса Boulard требуется аж 120 (!) сортов яблок.
Тем более удивительно, что в России с ее более чем 900 марками водки в магазинах от Калининграда до Владивостока нет профессии водочного сомелье. Особенно бы профессиональные сомелье пригодились именно сегодня, когда россияне готовятся к новогоднему шопингу. В такой ситуации легко купиться на яркую водочную этикетку или на броскую рекламу, даже не подозревая, какой вкус, аромат и качество ждут тебя в той или иной бутылке. Чтобы помочь россиянам с выбором напитков, функции водочного сомелье решили взять на себя эксперты НИИ Пищевой биотехнологии российской академии сельскохозяйственных наук, при непосредственном участии которых в Москве был организован конкурс "Лучшая водка-2008". Он проходил по принципу слепой дегустации - эксперты, профессионально занимающиеся тестированием сорокоградусной уже не одно десятилетие, оценивали не форму бутылок и раскрученность бренда, а непосредственно аромат и вкусовые качества водок, их питкость и послевкусие.
По итогам дегустации были выбраны победители в нескольких категориях, которым выпала честь быть выставленными на особом стенде в знаменитом Музее истории водки в Измайловском Кремле. В частности, в категории "народная" (по данным исследовательской компании AC Nielsen, водку непремиальной категории предпочитают 73,9% россиян) золотую медаль получила водка "Ржаная отборная" от Nemiroff, появившаяся на прилавках российских магазинов в начале 2007 года и стоящая не более 120 рублей. Экспертов особенно привлекли гармоничные вкусовые качества водки – мягкость вкуса и традиционный ржаной аромат. Она изготавливается на основе спирта класса "Люкс" с добавлением ароматных спиртов изюма и ржаных сухарей, которые смягчают и облагораживают ее вкус. На фоне растущего спроса россиян на эту марку с сентября 2008 года Nemiroff частично перенес производство "Ржаной" на Ярославский ликероводочный завод, входящий в государственный холдинг ФГУП "Росспиртпром", способный обеспечить наивысшие стандарты качества Nemiroff.
"В России обязательно должна появиться профессия водочный сомелье, - резюмирует директор Музея истории водки Екатерина Кулишова. – Русская кухня очень богата и разнообразна, и водочный сомелье в ресторане как никто другой может подсказать, какую водку или настойку выбрать, чтобы раскрыть в полной мере вкус традиционных блюд". Ну а пока водочных сомелье нет, остается прислушиваться к рекомендациям экспертов из ВНИИПБТ. Ведь это уникальное отечественное научное учреждение, где на высочайшем уровне проводятся решающие исследования, твердо определяющие стандарты качества водки.