Вчера департамент правительственной информации объявил о переносе рассмотрения вопроса о налоговой реформе с 27 февраля на 13 марта ввиду неподготовленности документов. В срыве рассмотрения законопроектов о налоговой реформе ДПИ обвинил министра финансов Алексея Кудрина. К 15 февраля не были подготовлены расчеты изменения объемов налоговых поступлений в связи со снижением ставок ЕСН и НДС, а также доработанные предложения о направлениях по налоговой реформе и путях ее реализации.
"Ни один из этих документов до настоящего момента в кабинет министров не поступил, и в такой ситуации М.Касьянов не счел возможным рассматривать вопрос 27 февраля", - заявил "Интерфаксу" (25.02) источник в правительстве.
Позднее аппарат правительства уточнил, что рассматриваться налоги в ближайший четверг все-таки будут – но только имущественные (налог на имущество организаций, на имущество физлиц, земельный налог и налога на наследование и дарение), а остальное действительно отложено на 13 марта.
Минфин считает, что, подготовив пакет предложений по имущественным налогам, он поручение премьера выполнил, а претензии к нему возникли потому, что "информация об этом, распространенная во вторник на планерке у руководителя аппарата правительства, не была доведена до всех чиновников аппарата" ("Интерфакс"). То есть некоторые товарищи просто невнимательно слушают то, что на планерках обсуждается.
Пресса, однако, склонна больше верить касьяновскому ДПИ, чем минфиновским оправданиям. Алексей Кудрин поручение премьер-министра подготовить предложения по скорейшему снижению ЕСН и НДС проигнорировал, что подтвердил вчера, выступая перед Советом Федерации, заместитель министра финансов Сергей Шаталов.
Он в очередной раз заявил, что резервов для снижения основных налогов в 2004-2005 году нет. "Судя по всему, Михаил Касьянов по-прежнему не готов с этим согласиться. И это основная причина затягивания сроков рассмотрения налоговых планов правительства", - пишет "Коммерсантъ".
И сам "вброс" на ленты информагентств претензий к Минфину, по мнению "Ведомостей", организован для того, чтобы сломить сопротивление Кудрина: "В Белом доме говорят, что на публику вопрос вынесен с целью "подтолкнуть министерство (финансов) к выполнению поручений премьера".
Однако размах скандала показывает, что замысел чиновников аппарата, не действующих без отмашки сверху, глубже. Минфин внес в правительство проект концепции стабилизационного фонда. Представляя его, первый замминистра финансов Алексей Улюкаев сказал, что министерство рассматривает фонд как подушку безопасности, но категорически против того, чтобы использовать фонд для снижения налоговой нагрузки.
"Мы их просим доказать это с цифрами на руках, а нам говорят про риски нефтяных цен и что ресурсов для снижения [ЕСН и НДС] нет", - сетует чиновник правительства".
Еще откровеннее с критикой Минфина выступила правительственная "Российская газета", которая заявила, что Кудрин ни одного документа к заседанию не подготовил, что он игнорирует поручение президента снизить налоги и, наконец, что министерство передергивает факты: "О том, что в результате снижения этих налогов произойдет существенное расширение налоговой базы за счет выхода зарплат из тени и российский бюджет не пострадает, в Минфине предпочитают скромно умалчивать".
Совет Федерации, который пытался убедить в правоте Кудрина Сергей Шаталов, также встретил аргументы Минфина скептически. "Из выступления Шаталова нельзя сделать вывод, когда и на сколько можно снижать ЕСН, - цитируют "Ведомости" главу бюджетного комитета СФ Евгения Бушмина. - Я могу предположить, что снижение ставки ЕСН до уровня эффективной и улучшение механизма администрирования НДС позволят увеличить их собираемость, но все это надо проверять расчетами".
Впрочем, МЭРТ, на заседании правительства 6 февраля согласившиееся с предложениями Минфина, признает, что Кудрин не просто саботирует налоговую реформу – на ее пути есть объективные трудности. Это, прежде всего, административная реформа Козака, которая определяет в том числе и межбюджетные отношения.
"Пересечений очень много. Пока нет полного понимания (по сокращению расходов и финансирования уровней власти), трудно принять точное решение по налогам", - объясняет замминистра экономического развития Аркадий Дворкович ("Ведомости").