В Лос-Анджелесе состоялась 87-я церемония вручения премии "Оскар". В числе наград, розданных первыми, – статуэтка за лучший фильм на иностранном языке. Именно в этой номинации впервые с 2007 года представлена Россия. За день до "часа икс" кинокритики предсказывали, что за победу главным образом поборются польский фильм "Ида" и российская лента "Левиафан".
По итогам голосования шести тысяч американских киноакадемиков выиграла драма Павла Павликовского. Картина Андрея Звягинцева, считавшаяся ее главным соперником, осталась без награды. Все-таки даже Запад не любит тех, кто показывает свою страну в не лучшем свете. Кроме того, на "Оскар" в качестве лучшего иностранного фильма претендовали "Дикие истории" (Аргентина), "Мандарины" (Эстония) и "Тимбукт" (Мавритания).
Ранее картина Звягинцева осталась без премии Британской академии кино и телевидения (BAFTA). В номинации "Лучший фильм на иностранном языке" она также уступила "Иде". Однако в январе 2013 года "Левиафан" обошел "Иду" и получил премию "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
Действие черно-белой "Иды" разворачивается в 60-х годах XX века. Фильм повествует об истории девушки Анны, которая решила принять монашеский обет, но перед этим узнает, что ее родители стали жертвами холокоста. Вместе с единственной родственницей Вандой она совершает путешествие, чтобы узнать трагическую судьбу их семьи. Премьера картины состоялась в августе 2013 года.
Оба фильма-соперника вызвали неоднозначную реакцию у себя на родине. "Левиафан", копия которого за три недели до начала проката нелегально просочилась в интернет, произвел в российском обществе эффект взрыва. Режиссера обвиняют в очернении России и показном пессимизме, прокатчики не берут его в кинотеатры, логично ожидая, что лента не окупится. Похоже, эксперты оказались правы. В российском прокате дела у "Левиафана", мягко скажем, не очень хорошие.
В Польше десятки тысяч недовольных требовали от авторов "Иды" внести изменения в начальные титры фильма. По мнению подписантов коллективного письма, Павликовский показал поляков как безжалостных истребителей еврейской нации в период фашистской оккупации. В то же время картина удостоилась высоких оценок прессы и стала лучшим фильмом года по версии национальной киноакадемии.