По данным международной компании Nielsen, в третьем квартале 2015 года индекс доверия в России зафиксировался на уровне 74 – на четыре пункта ниже, чем в предыдущем квартале. При этом за последние десять лет индекс ни разу не опускался в послеотпускной период: он либо оставался стабильным, либо показывал рост, что было следствием общего приподнятого настроения. Однако в этом году летний отдых испортил настроение россиянам.
Индекс Nielsen рассчитывается с использованием трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда, характеристики собственного финансового положения и готовности тратить денежные средства. Значение индекса ниже 100 говорит о преобладающем числе пессимистично настроенных граждан. Специалисты связывают эту динамику с августовским ослаблением рубля: все понимают, что это знак, и цены снова будут расти, пишет РБК. Сказался и тот факт, что от привычного отдыха в этом году пришлось отказаться.
Показатели экономии увеличиваются по всем отслеживаемым Nielsen группам товаров и услуг, включая туристические поездки. 58% опрошенных экономят на одежде, 57% респондентов сократили расходы на развлечения, 52% ограничивают затраты на короткие отпуска и выходные. А проведенное в конце июля исследование ВЦИОМом говорит о том, что отказ от путешествий стал самой частой мерой, к которой прибегли россияне в связи с кризисом.