Олимпийские игры в Сочи стали историей. Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах объявил Игры закрытыми, а талисман Сочи-2014 Мишка задул олимпийский огонь на стадионе "Фишт". Конечно, такого же эффекта как в 1980-м году на этот раз Мишка не вызвал, но слезы на глазах у 42-тысяч зрителей и миллионов телезрителей навернулись, любители спорта дружно заплакали.
Началась церемония закрытия Олимпиады с курьеза, который случился во время открытия Игр. Организаторы во главе с Константином Эрнстом решили обыграть инцидент с нераскрывшейся в олимпийское кольцо снежинкой. На этот раз технике доверять не стали – святящиеся фигуры на поле, символизирующие морских жителей, после ряда превращений выстроились в олимпийские кольцо, однако одно из колец так и не раскрылось. Подобную самоиронию зрители встретили овациями, а в России, похоже, родился новый тренд.
Если церемония открытия поражала и подавляла масштабом декораций, динамикой музыкального сопровождения, которые включали в себя и трехмерные проекции кораблей и исторических городов, и грохот пушек, и строительство нового государства в период индустриализации, то главными образами закрытия стали море, по которому плывет лодка с главными героями, небо и облака, под которыми парили воздушные гимнасты. Главными смысловыми элементами церемонии, постановщиком которой стал итальянский театральный режиссер Даниэле Финци Паска, стало чествование русских композиторов, художников, писателей, танцоров и циркачей, а также спортсменов.
Церемония закрытия Игр – это не только театрализованное действо, но и возможность отдать должное всем спортсменам, которые на протяжении более чем двух недель радовали зрителей во всем мире своими выступлениями. Поэтому одним из обязательных элементов церемонии является парад атлетов и награждение призеров двух марафонских супердисциплин в лыжах: 30-километровой гонки у женщин и 50-километровой у мужчин.
Предсказуемой была овация, которую зрители устроили вышедшей на стадион российской сборной, которая преподнесла всем российским болельщикам приятный сюрприз, став первой в медальном зачете и поставив рекорд по количеству завоеванных наград не только в российской, но и в советской истории.
Кроме того, на церемонии произошла церемония передачи олимпийского флага как своеобразной эстафеты зимних Игр от российского Сочи корейскому Пхенчхану, который станет столицей Игр 2018 года. Вслед за передачей флага Корея представила зрителям блок, посвященной знакомству со своей культурой. Восьмиминутное шоу рассказало об истории и искусстве Кореи, одной из самых древних азиатских культур.
Что касается театрализованной части церемонии закрытия, то авторы попытались передать миру сигнал о том, что многие классические культурные ценности, созданные русскими творцами, являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия. Данью русскому музыкальному наследию стала яркая сцена, когда пианист Денис Мацуев в окружении кружащихся вокруг 62 роялей исполнил фрагмент Второго концерта для фортепьяно Сергея Рахманинова.
Русское искусство начала 20-го века является самым известным на Западе и самым востребованным у коллекционеров периодом русского искусства. Целый эпизод на церемонии закрытия был создан на основе картин художника Марка Шагала. Музыкальным сопровождением этого фрагмента стал фрагмент пьесы композитора Альфреда Шнитке "Полька для альта с оркестром" в исполнении самого известного российского альтиста Юрия Башмета и скрипичного маэстро Татьяны Самуил.
После этого усилиями сценографов стадион превратился в настоящий академический театр. Над стадионом повисла огромная театральная люстра, а на сцене выросло сразу две сцены: красно-золотая Большого театра в Москве и сине-золотая Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Все действо сопровождал кордебалет, составленный из лучших танцоров двух великих русских театров под музыку из "Шахерезады" Николая Римского-Корсакого. Хореографию этой сцены церемонии осуществил известный постановщик Эмиль Фаски.
Организаторы шоу не смогли пройти мимо образа России как самой читающей страны мира. Величие русской литературы, которая дала миру Льва Толстого, Федора Достоевского и Антона Чехова, было показано через хореографическую композицию, главной темой которой стала библиотека. Под вальс Арама Хачатуряна из "Маскарада" главные герои – Любовь, ее друзья, а также персонажи других произведений. Экскурсия по русскому искусству закончилась грандиозным цирковым представлением под сюиту Дмитрия Шостаковича и вальс Сергея Прокофьева из балета "Золушка".
Одним из самых трогательных моментов церемонии стал эпизод с задуванием олимпийского огня. Эту честь авторы церемонии предоставили одному из олимпийских талисманов – огромному белому медвежонку. Мишка на сцене задул огонь на стадионе, одновременно погасив его в огромной факельной чаше снаружи "Фишта". Часть эпизода сопровождалась песней Александры Пахмутовой и Николая Добронравова "До свидания, Москва" как воспоминанием о летних Играх 1980 года в Москве, под которую символ тех Игр – бурый олимпийский медвежонок – улетел со стадиона "Лужники". Сам факел потух под пронзительную мелодию Эдуарда Артемьева из культового фильма Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих".
Все закрытие была пронизано легкостью образов, благодаря чему его устроителям удалось создать настроение светлой грусти от окончания праздника спорта, во время которого Россия и Сочи стали настоящим центром мира. Завершилось действо грандиозным салютом.