Госдума приняла во втором чтении поправки в законодательство о митингах и одобрила новые санкции за нарушение правил проведения массовых мероприятий. Несмотря на введение уголовной ответственности за повторное нарушение правил проведения массовых мероприятий, эксперты отмечают, что единственный "адресат" законопроекта – те, кто целенаправленно стремятся превратить мирные законные протесты в аналог кровопролития на Майдане. Документ, внесенный в Думу депутатами Александром Сидякиным, Андреем Красовым (оба – "Единая Россия") и Игорем Зотовым ("Справедливая Россия"), предлагает дополнить Уголовный кодекс статьей о введении уголовного наказания за повторное нарушение правил проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (более двух раз в течение полугода). Нарушителя предлагается наказывать штрафом от 600 тысяч до одного миллиона рублей.
При этом законопроект предусматривает и более суровое наказание для попавшихся на правонарушении во второй раз: от длительных обязательных или исправительных работ до пяти лет реального лишения свободы. Кроме того, законом предусматривается установление за нарушение установленного порядка проведения массовых мероприятий административный арест сроком до 30 суток. Эксперты отмечают, что основная цель вносимых в закон о митингах поправок – обеспечение безопасности всего общества, включая законопослушную оппозицию и мирно протестующих граждан, от агрессии и произвола малочисленного, но опасного (как показал опыт Украины) меньшинства радикалов. Принятие поправок повысит степень защиты и правопорядка в целом, и простых россиян. Единственный "адресат" законопроекта – те, кто целенаправленно стремятся превратить мирные законные протесты в аналог кровопролития на Майдане или хотя бы событий на Болотной площади 6 мая, а не политическая оппозиция и не протестующие граждане. Изменения в закон "О митингах" направлены на то, чтобы воспрепятствовать противоправным действиям заведомых экстремистов и наемников иностранных государств, которые, как показал пример Украины, могут создать большую угрозу для общества, если им не противодействовать должным образом. По прошествии двух лет с момента "болотных протестов" и на фоне революционных изменений на Украине в российском обществе нарастает неприятие несанкционированных и радикальных способов политической борьбы. Согласно исследованию Института социологии РАН, с 2012 года существенно (на 10-15%) выросла степень неприятия всех форм радикального активизма – несанкционированных акций (с 43% до 56%), перекрытия дорог (с 49% до 59%), захвата административных зданий (с 72% до 83%), распространения экстремистских призывов в Интернет (с 80% до 87%). Таким образом, поправки в законодательство о митингах полностью соответствуют общественному запросу на недопустимость несанкционированных "силовых" методов протеста. Кроме того, даже несмотря на принимаемые поправки, российская правоприменительная практика в отношении несанкционированных акций была и остается до сих пор во многом более либеральной, чем в развитых странах Запада. Достаточно указать на опыт последних нескольких лет, например, на разгон массовых акций протеста в Мадриде, Риме, в Париже, немецком Штутгарте, хотя они изначально носили мирный характер. Особого внимания заслуживает опыт США, которые постоянно поучают остальной мир демократии. В 2011 году в Нью-Йорке силы полиции разогнали протестный лагерь "Оккупай Уолл Стрит" в парке Зукотти, хотя данная акция носила мирный и ненасильственный характер, в отличие от Майдана или столкновений на Болотной площади. Массовые беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 году, которые сопоставимы с февральскими столкновениями в Киеве, были жесточайшим образом подавлены с применением оружия Национальной гвардией – составляющей Вооруженных сил США.