партнеры
Четверг 18 октября
Лента новостей
партнеры
Экономика

Нужно уже сейчас начать создавать благоприятные условия для развития цифровой экономики

Андрей Колесников

Андрей Колесников блогер

Директор Ассоциации интернета вещей, член Совета по развитию цифровой экономики Андрей Колесников
В начале августа в городе Гусеве Калининградской области на площадке инновационного кластера GS Group прошло первое заседание Совета по развитию цифровой экономики, созданного при Совете Федерации. В центре внимания участников оказался один из наиболее актуальных вопросов современности – каким образом российские регионы, с учетом специфики каждого из них, могут стать локомотивами цифровой трансформации.
прочитано 1789 раз

Для достижения поставленной цели одинаково важны, скажем, сельское хозяйство и тяжелая промышленность, добыча полезных ископаемых, производство микроэлектроники или заповедные природные богатства. Ни одна из вышеперечисленных сфер априори не является "лучше" или "хуже", так как процессы цифровизации могут применяться к любым сферам человеческой деятельности.

НЕОБХОДИМЫ СТРАТЕГИИ

Поскольку внедрять цифру одновременно во всех аспектах промышленной и государственной деятельности невозможно (исходя из доступности ресурсов и опыта), Совету совместно с представителями региональных властей предстоит сформировать стратегии и индивидуальные дорожные карты регионов в сфере развития цифровизации их экономик и достижения ключевых социально-экономических показателей.

На мой взгляд, в своих решениях и рекомендациях Совету необходимо исключить дублирование задач, содержащихся в проработанных федеральных дорожных картах, таких как информационная инфраструктура, безопасность, умные города, цифровая медицина, транспорт и логистика, сельское хозяйство и т.д. Он будет акцентировать свое внимание на формирование стратегий развития цифровой экономики в субъектах РФ, опираясь на инструменты перечисленных федеральных программ.

Фото: GLOBAL LOOK press/Alexander Legky

Учитывая внушительный состав экспертов и их опыт по всему спектру цифрового производства и управления, мы планируем передавать в регионы лучшие из уже реализованных российскими компаниями практик по цифровизации в промышленности, ЖКХ, сельском хозяйстве, развитии микроэлектроники. В свою очередь, АНО "Цифровая экономика" и Ассоциация интернета вещей будут регулярно обновлять список продуктов и технологий, доступных для реализации.

Эксперты Совета будут работать в небольших группах в рамках различных направлений, в числе которых такие направления, как "Цифровые регионы: лучшие практики", "Человеческий капитал как основной актив цифровой экономики", "Цифровизация государственного управления", "Развитие российских цифровых продуктов и платформ".

Совет будет рекомендовать каждому региону разработать свои стратегии цифровизации, включая вопросы бюджетирования реализации проектов. В качестве инструмента оценки успешности внедрения проектов по цифровизации мы хотим разработать набор шаблонов, по которым можно будет открыто и публично проводить оценку уровня цифрового развития на площадке Совета Федерации.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Фото: GLOBAL LOOK press/Jean-Marie Guyon

К списку задач необходимо добавить образование и развитие человеческого капитала, поскольку у нас угрожающе мало специалистов по внедрению отечественных сквозных цифровых технологий в различных индустриях.

В большинстве своем это не программисты, а, с одной стороны, архитекторы процессов и платформ, с другой – специалисты, разбирающиеся в цифровом оснащении автомобилей, станков и тракторов. Едва ли по приказу начальника, кто-то зашевелится и начнет повсеместно внедрять непонятно что. Для этого, как раз, нужны знания и опыт плюс благоприятные условия. И если опыт – дело наживное (тут быстро не получится), то над созданием благоприятных условий нужно начинать работать уже сейчас.

При этом необходимы инновации, которые, на мой взгляд, в большинстве успешных случаев содержатся даже не в технологиях, а, скорее, в головах.

Инновацией являются новые организационные формы сквозной кооперации, когда все элементы производства связаны цифровыми процессами: от производителей винтов-гаек до современного автомобиля и водителя в концепции полного жизненного цикла этого авто. Зачем печатать страховое свидетельство на синей или розовой бумаге, когда все параметры объектов страховки можно записать в RFID чип, что полностью исключит возможность подделки? Еще один прекрасный пример – Убер и Яндекс Такси, которые полностью заменили таксопарки в их старой форме.

В свою очередь, яркий пример подрывных (disruptive) технологий можно привести в области экомониторинга. В старой концепции – это метрологически поверенный одинокий прибор, показывающий концентрацию опасных газов в одной точке. В подрывной архитектуре – это сеть из 56 поверенных приборов, автоматически передающие данные каждые 20 минут, плюс математическая модель, основанная на больших данных и дающая прогноз по опасным загрязнениям на большой территории. Причем его цена будет той же, что и у одиноко стоящего старого прибора.

В старой парадигме живут порядка 250 тысяч (оценка не точная, вероятно, их больше) сотрудников ЖКХ и управляющих компаний, а также их визави в органах муниципального управления переносящие цифры потребления энергоресурсов (электричество, вода, газ, тепло) с бумажек в информационную систему или между не связанными информационными системами. В новой концепции, приборы учета автоматически передают данные в информационные системы и депонируют данные независимому электронному арбитру, позволяющему решать спорные вопросы оперируя объективными и не изменяемыми данными.  Другой вопрос – что делать с этими сотнями тысяч работников, которые станут жертвами цифровизации? Этот вопрос укладывается в проект обучения цифровым компетенциям.

РОССИЙСКИЙ AMAZON

Фото: GLOBAL LOOK press/Hans Blossey

Между тем не все важные задачи вошли в разработанные планы цифровой экономики. Так, без должного внимания осталась тема развития отечественной микроэлектроники, столь важной в развертывании приложений индустриального интернета вещей. Также в проектах цифровой экономики не говорится про региональную политику, бюджеты программ закреплены на федеральном уровне. Объяснить это можно сжатыми сроками и сложным переплетением интересов федеральных игроков.

По всей стране едва ли наберется с десяток российских компаний, разрабатывающих и эксплуатирующих платформы индустриального интернета вещей. В основном, это небольшие компании (Яндекс не в счет). Поэтому одна из прикладных задач программы по развитию цифровой экономики – сделать так, чтобы хотя бы одна из них стала российским аналогом американской компании Amazon.com.

комментарии