В конце июня истекли полномочия совета директоров предприятия "Тольяттиазот". Однако нового собрания акционеров, которые должны или выбрать новых управленцев, или же продлить их работу, не состоялось. Более того – срыв мероприятия проходит уже в четвертый раз, последний был 22 ноября.
Эксперты сходятся во мнении, что в этом может быть виноват новый президент ЗАО "Корпорация Тольяттиазот" Кирсан Илюмжинов. Они считают, что Илюмжинов пытается таким образом выбить компенсации с России для швейцарской компании Ameropa Андреаса Циви, которой принадлежат 13% "Тольяттиазота". Циви в рамках "нового дела ЮКОСа" потребовал от российских властей 450 миллионов долларов из-за махинаций, которые якобы присутствовали на заводе. Если Москва не подчинится требованиям Циви, тот обратится в международный арбитражный суд, а это может грозить многомиллиардными убытками.
Больше всего от плана Илюмжинова пострадали сотрудники завода, а также его миноритарные акционеры. В частности, невозможно принять решение по начислению дивидендов, не был утвержден годовой отчет, не назначены ревизионная комиссия и аудитор.
Эта ситуация подпадает под часть 5 статью 15.23.1 КоАП. Закон предусматривает возможность дисквалификации должностных лиц, а также штраф от 500 до 700 тысяч рублей для юридических лиц, пишет издание "Трибуна".
К тому же совет директоров завода недавно лишился двух членов – Сергея Махлая и Евгения Королева. От обязанностей их отстранил Басманный суд Москвы, который посчитал, что, находясь на свободе, они смогут препятствовать следствию: давить на свидетелей и уничтожать улики.
Следственный комитет в 2012 году возбудил уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере на ТоАЗе. Следователи считают, что предприятие продавало продукцию по заниженной цене трейдеру Nitrochem Distribution AG, дочерней структуре Ameropa AG Андреаса Циви. Тот, в свою очередь, реализовывал ее по рыночной цене.
Второе уголовное дело было открыто в 2014 году по статье "превышение полномочий". Руководство завода обвинили в выводе активов. Ущерб оценивался в 1,5 миллиарда долларов, а государство недополучило пять миллиардов налогов.