Новые изменения в уставе "Роснефти" позволят ее президенту Игорю Сечину совершать сделки ценой в десять раз больше, чем сейчас, а именно в 500 миллионов долларов. Правление будет одобрять сделки на сумму до 1,5 миллиарда долларов.
Совет директоров "Роснефти" в конце апреля предложил внести ряд изменений в ее устав, в частности речь идет об увеличении полномочий президента компании. Сейчас он имеет право утверждать сделки ценой до 50 миллионов долларов. А для правления "Роснефти" сумма вырастет с 500 миллионов долларов. "Расширение финансовых полномочий президента обусловлено масштабом работы компании", – пояснили представители компании. Изменения должны быть одобрены на годовом собрании акционеров, которое состоится 27 июня в Хабаровске.
По сути, полномочия Игоря Сечина будут распространяться на суммы до 1,5 миллиарда долларов. "Стиль управления в "Роснефти" жесткий, и решения принимаются только одним человеком" – сказали в компании. Один из представителей добавляет: "Президент "Роснефти" сможет проводить реально крупные сделки фактически самостоятельно". В то же время на Игоря Сечина в "Роснефти" "и так замкнуто очень много, что усложняет работу компании". Но действительно большие сделки остаются в полномочиях совета директоров.
По закону Акционерного общества советы директоров компании утверждают сделки на 25-50% от балансовой стоимости активов, свыше 50% – в компетенции собрания акционеров, ограничений по поводу принятия решений о сделках на сумму меньше 25% от стоимости активов нет. Стоимость активов "Роснефти" в первом квартале этого года составила 5,5 триллиона рублей. То есть закон позволяет "Роснефти" оставить на усмотрение президента сделки стоимостью до 40 миллиардов долларов, сообщает "Коммерсантъ"
В частных компаниях полномочия руководителя часто "довольно широкие". Например, в ЛУКОЙЛе президент может одобрять сделки до 10% от стоимости активов компании (то есть чуть больше 800 миллионов долларов). Госкомпании же обычно подходят к руководству строже. Так, в "Ростехе" сделки стоимостью от 1% балансовой стоимости активов происходят с одобрения набсовета. К полномочиям предправления относятся решения о заключении сделок дешевле 1% от балансовой стоимости активов.
В "Интер РАО" руководитель одобряет сделки ценой до 150 миллионов рублей, правление – до трех миллиардов. Руководство "РусГидро" может принимать решения по сделкам ценой до 207 миллиардов рублей. Но почти все "материальные сделки" проходят через совет директоров. Председатель правления подписывает хозяйственные сделки лишь на миллионы рублей.