Некоторые российские регионы ведут расточительную бюджетную политику и формально относятся к выполнению поручения президента в этой сфере, что приводит к серьезным финансовым последствиям. Одни только проценты, которые необходимо выплачивать кредитным организациям, сравнимы с бюджетами целых регионов.
Первый рейтинг крупных должников был составлен экспертами ОНФ в марте 2014 года. Тогда семь из десяти проверенных субъектов нарушили Бюджетный кодекс о недопустимости превышения суммарного долга региона над его годовым доходом. Превышение колебалось в диапазоне от 2 до 72%. В список попали Мордовия, Чукотский автономны округ, Белгородская область, Республика Ингушетия, Вологодская область, Северная Осетия – Алания и Саратовская область.
По результатам следующей проверки, в ходе которой анализировались закупки уже 15 регионов, в список нерадивых должников попали еще пять: Смоленская, Костромская, Рязанская, Псковская области, а также Республика Карелия. Таким образом, общее 12.
В ОНФ выразили убежденность, что одной из причин роста закредитованности становится отсутствие должного контроля за соблюдением финансового законодательства. Темпы увеличения задолженности возросли практически в три раза, а это означает, что ситуацию необходимо брать под контроль.
"Принятые решения и поручения должны исполняться не формально, а по существу. Кому нужен порядок замены коммерческих кредитов бюджетными, которыми не могут воспользоваться наиболее нуждающиеся в них регионы? Фактически постановление правительства не работает. Это вынуждает субъекты России наращивать коммерческие займы, увеличивая нагрузку на и без того непростой бюджет", – цитирует пресс-служба ОНФ заместителя председателя центральной ревизионной комиссии Фронта, депутата Госдумы Виктора Климова.
В сложившихся условиях правительство должно предпринимать соответствующие меры, подчеркнул он. "Безусловно, есть резервы и в региональной экономии. К ним стоит отнести зачастую несоразмерные траты на строительство типовых объектов, покупку и аренду автомобилей, на авиаперелеты и другое обеспечение деятельности власти. Но и действия правительства должны быть более адекватными сложившейся в регионах ситуации, которая возникла не без попустительства федеральных контролирующих органов. Мы предлагаем Минфину пересмотреть установленный порядок замещения кредитов", – рассказал Климов.
Депутат напомнил, что в своем послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин огласил ключевые требования к бюджетной политике страны, которые заключаются в снижении издержек неэффективных трат. "Задача правильная и своевременная. Участники ОНФ планируют вести в этом направлении активную работу. Но правительство должно сделать все, чтобы произведенная экономия, в том числе усилиями граждан, не уходила в карманы коммерсантов в виде повышенных процентов за кредитные займы, а шла на повышение социально-экономической стабильности регионов, их развитие", – подчеркнул Климов.