Подготовка к "концу света", наступление которого некоторые ожидали 21 декабря, обошлась россиянам в 30 миллиардов рублей. Эти данные основаны на данных по обороту розничной торговли.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ),
наступлению конца света активно готовились 3% опрошенных россиян. По результатам опроса "Левада-центр", таковых было больше – около 14%.
Ожидание апокалипсиса увеличило спрос на ряд товаров и услуг. Так,
успехом пользовались свечи, соль, сахар-рафинад, гречка, упаковки сухого спирта и тушенка. Другой популярной категорией товаров стали лекарственные средства, в частности, сердечно-сосудистые препараты. Были те, кто даже арендовал места в бункерах и покупал авиабилеты в один конец в Мексику на родину майя, которые якобы и предсказали конец света. Другие уезжали подальше от дома, к примеру, на Гоа. Некоторые прошли специальные курсы по подготовке к "концу света".
"В ноябре 2012 года оборот розничной торговли по факту составил 1892,7 миллиарда рублей. По опыту последних лет,
декабрьский оборот превосходит ноябрьский на 19-20%. Это примерно 2,3 триллиона рублей". Исходя из этого, 3% россиян, активно готовившихся к апокалипсису, всего потратят на покупки товаров в декабре 2012 года порядка 69 миллиарда рублей", – объяснил директор департамента стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев.
При оценке долю затрат на "конец света" в их тратах в 25% получается сумма 17,3 миллиарда рублей. Аналогичный расчет по рынку услуг (туристических, транспортных, связи, культуры) дает цифру примерно четыре миллиарда рублей. Траты на лекарства, средства для ухода за телом и косметику, бункеры, рестораны заставляет прибавить еще два-три миллиарда рублей.
В итоге сумма затрат, основанных на прогнозируемых данных по декабрю 2012 года, составит порядка 23-24 миллиарда рублей. Но эту цифру, по словам Николаева, необходимо скорректировать в сторону увеличения, учитывая, что
готовившиеся к "концу света" россияне делали покупки задолго до конца декабря. Повышенный спрос на некоторые товары наблюдался в некоторых регионах еще в сентябре-ноябре 2012 года, пишет
"Российская газета".
Общую сумму затрат россиян на "конец света" ФБК аналитики оценили в 30 миллиардов рублей. Хотя, с другой стороны, наблюдались и сдерживающие факторы в потребительском настроении россиян: зачем тратиться, если скоро все равно "конец света". "Это означает, что экономика с точки зрения специфической активизации потребительского спроса благотворного влияния "конца света" практически не почувствовала", – заключил Николаев.