Российская компания "РуссНефть" была отстранена от участия в тендере на покупку нефтеперерабатывающего завода Oil Refineries Ltd (Bazan) в израильском городе Ашдод. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, генеральный прокурор Израиля Менахем Мазуз запретил консорциуму Bianca, в который входит "РуссНефть" участвовать в тендере, мотивируя это "угрозой национальной безопасности".
"РуссНефть" входит в десятку крупнейших нефтяных компаний России, с годовым объемом добычи в 17 млн. тонн. Ей принадлежит 30 добывающих предприятий, 3 НПЗ, сеть автозаправочных комплексов.
Мотивы решения об отстранении компании являются, по большинству оценок, политическими. Наиболее вероятная причина отстранения "Русснефти" от тендера – активные контакты руководителя "РуссНефти" Михаила Гуцериева с арабскими странами, в частности создание совместного предприятия в Алжире, и выход на рынки Ливии и Мавритании. Тем не менее, это объяснение не выглядит вполне убедительным: поскольку контакты "РуссНефти" с названными странами являются публичными и полностью легальными, то ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения практики спецслужб Израиля, они не являются угрозой для безопасности страны.
#{more}Называют и другие причины отстранения компании от тендера В частности, "Независимая газета" пишет о том, что таковой могла быть национальная и религиозная принадлежность Михаила Гуцериева. Представители властей Израиля не хотели бы, чтобы крупное предприятие (объем переработки завода – 5 млн. тонн нефти в год) перешло в собственность бизнесмена-мусульманина. Еще одной возможной причиной считают то, что "РуссНефть" является "семейным" предприятием: наряду с Гуцериевым совладельцами компании являются его родственники. С точки зрения мировой экономической практики это совершенно нормальное явление, однако в данном случае это могло также послужить поводом для дискриминации.
Материал подготовила Екатерина Рубцова