Одна из главных тем открывающейся думской осенней сессии - принятие всего пакета законопроектов по формированию рынка доступного жилья. В прошлом году власти в очередной раз обнаружили, что жилищный вопрос по-прежнему остается нерешенным и в условиях рыночной экономике, пишет "Коммерсантъ". Более того, выяснилось, что объемы строительства жилья с 1989 года сократились вдвое. А цены на жилье стали расти с космической скоростью - чуть ли не на 50% в год.
Продажная стоимость жилья сейчас в два раза выше его себестоимости. В итоге просто пойти и купить квартиру может всего 1,2% населения. Еще 9% может воспользоваться дорогими ипотечными кредитами (проценты до 15% годовых в валюте, срок 10-15 лет, для получения нужен месячный доход от $800-1000). В улучшении же жилищных условий нуждается около 60% российских семей. При этом миллионы семей проживают в неблагоустроенных квартирах и в аварийных домах.
Власти решили простимулировать сразу и предложение, то есть строительство жилья, и спрос на него. Это не означает, что начнется массовое строительство новых "хрущевок". Одна из целей - сделать доступными для граждан ипотечные кредиты. В разработанном правительством вместе с депутатами пакете из 26 законопроектов прописаны и механизмы удешевления ипотечных кредитов для граждан, и механизмы снижения издержек застройщиков для удешевления строительства жилья, и меры по снижению затрат граждан при совершении сделок с недвижимостью вплоть до отмены обязательного нотариального оформления ипотечных сделок (1,5% от суммы сделки) и отмены уплаты НДС при купле-продаже жилья. Еще в июне при принятии пакета законов в первом чтении самая бурная дискуссия развернулась вокруг Жилищного кодекса. Что неудивительно. Согласно кодексу, через два года отменяется бесплатная приватизация жилья. Граждане, которые по каким-то причинам не оформили в собственность квартиры, где они прописаны, бесплатно, через два года либо будут их выкупать у государства по рыночной цене либо будут оплачивать не только коммунальные услуги, но и аренду квартиры у государства или другого собственника дома ("коммерческий наем"). За аренду не будут платить лишь малоимущие, которым квартиры будут предоставляться в "социальный наем". Правда, пока непонятно, как местные власти будут отделять "малоимущих" от "имущих" "с учетом дохода на члена семьи и с учетом стоимости имущества в собственности семьи". Кодекс ликвидирует и пережиток социализма - массовые очереди (в том числе и льготные) на получение бесплатного жилья. В очередь на социальное жилье будут попадать только малоимущие граждане. Правда, Жилищный кодекс оставляет возможность восстановления льготных очередей другими федеральными законами. Вне какой-либо очереди квартиру смогут получить только граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций или оказавшиеся в аварийном жилье.
Кодекс вносит коррективы в права граждан на жилье. В частности, наниматель или собственник может теперь попросить из своей квартиры проживающих совместно с ним родственников (супругов, детей, родителей и ряд других лиц), не являющихся собственниками. Иными словами, теперь после развода бывшую жену или мужа, не являвшихся собственниками, можно выселить. Разрешить проживание может либо собственник, либо суд, но на срок не более года. Прописка не имеет значения. К жилищным нововведениям прибавляется и налоговое в виде местного налога на недвижимость. Его ставку местные власти смогут варьировать в пределах от нынешней 0,1% стоимости имущества до 1%. Причем если сейчас налог берется с балансовой стоимости имущества по оценке БТИ, то новый будет взиматься с рыночной стоимости (точнее с 80% этой стоимости). Главное - в проекте пока весьма туманно описан порядок определения рыночной стоимости, что позволяет чиновникам варьировать ее по своему усмотрению.