2001 год стал "черным" для многих авиакомпаний. Тогда, после терактов, многие попросту боялись летать на самолетах. Снижение пассажиропотока больно ударило по их финансовым показателям. Но сегодня к банкротству авиаперевозчиков может привести рост цен на нефть. Основываясь на прогнозе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), "Газета" пишет, что убытки авиакомпаний во всем мире из-за высокой цены на нефть в этом году составят $6 миллиардов. Зарубежные авиакомпании, чтобы компенсировать убытки, уже ввели "топливные надбавки" в цену билета. Рост цен на авиабилеты происходит и в России. Международная ассоциация воздушного транспорта напугала авиаперевозчиков убытками (более $3 миллиарда по итогам года) от высоких цен на нефть еще в июне. Уже тогда цена нефти составила 36 долларов за баррель, что, в свою очередь, привело к серьезному удорожанию авиакеросина. Тогда гендиректор IATA Джованни Бизиньяни заявил, что "работа авиаперевозчиков станет убыточной, даже если средняя цена на нефть составит 33 доллара за баррель". Но делая тот прогноз, IATA не учла, что цена на нефть продолжит расти. "Такой рост цен на "черное золото", естественно, не мог не сказаться на стоимости авиатоплива, - комментируют ситуацию в топливно-заправочной компании "Аэрофьюэлз". - Только за последний месяц за рубежом она выросла на 20%".
В четверг IATA скорректировала свой и без того пессимистический прогноз для авиаперевозчиков. По словам представителя ассоциации Энтони Консила, "если цена на нефть сохранится на нынешнем уровне (более 40 долларов за баррель), авиакомпании во всем мире получат совокупный убыток по итогам года в размере не $3 миллиарда., как предполагалось ранее, а $6 миллиардов".
Аналитики уже начали предсказывать возможные банкротства авиакомпаний. В статье их расходов затраты на авиатопливо сейчас составляют в среднем 24% против 19% в 2003 году. Оценил степень риска и фондовый рынок. Одновременно с ростом цен на нефть упали котировки акций таких крупных авиакомпаний, как Air France - на 3,8%, British Airways - на 1,9% и Lufthansa - на 3,3%.
Бороться с высокими ценами на авиакеросин зарубежные авиакомпании начали еще весной этого года. Авиакомпании начали вводить так называемые "топливные надбавки" к цене билетов. В мае Air France, KLM, Spanair увеличили стоимость билетов на 4 евро. British Airways подняла цены на $4,5. Австралийская авиакомпания Qantas - на $4-10. Наиболее существенное повышение пассажирам преподнесла компания Swiss: стоимость билетов этой швейцарской авиакомпании возросла на 3%.
"В России рост цен на авиакеросин с начала года составил около 18%", - сообщил изданию генеральный директор ТЗК "Аэрофьюэлз" Юрий Миняйло. "В июле же цены выросли еще на 5%", - говорит он. При этом тенденция роста цен скорее всего сохранится, считает эксперт. "Цены в России растут еще и потому, что наши производители в последнее время переориентировались на производство дизельного топлива, которое продавать выгоднее. Таким образом, на рынке сложился некоторый дефицит авиатоплива", - говорит Миняйло.
Российские авиаперевозчики реагируют на это, ежемесячно увеличивая тарифы на 1-2%. В авиакомпании UTair цены на билеты были серьезно пересмотрены еще весной, когда наблюдался всплеск цен на авиакеросин. На некоторых направлениях стоимость билетов на самолеты UTair была увеличена на 200 рублей. А "Аэрофлот" изменил внутренний курс при расчетах за авиабилеты, следствием чего стало увеличение тарифов на международных рейсах на 5%. По словам пресс-секретаря компании, не исключено, что цены снова будут пересмотрены.