Пропасть между россиянами по уровню денежных доходов медленно, но верно растет. В первом полугодии 2004 года доходы пятой части наиболее обеспеченных россиян составили 46,6% от суммы, заработанной всеми гражданами страны. Доходы беднейших 20% опустились до 5,4%. Таковы данные, обнародованные Федеральной службой государственной статистики. Согласно пессимистическим выводам, приводимым "Новыми известиями", соотношение богатства и бедности показывает уровень социальной напряженности. В государствах Латинской Америки оно в среднем равно 12:1, в Южной Африке – 10:1, а в развитых странах – 6:1. Для России особенно тревожно, что за прошедший год эта пропорция выросла, несмотря на декларируемое властями внимание к социальным программам, и оставила 8,6:1.
Если вспомнить, что в среднем по России минимальный продуктовый набор стоит 1166 рублей в месяц, в то время как, по данным той же Госстатслужбы, 2,8% россиян получают меньше 1 тысячи рублей, а 5,7% – от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей в месяц, картина получится совсем безрадостная. Страна попадает в ситуацию, которую экономисты называют "порочным кругом политической нестабильности".
Рост социальной напряженности таит в себе, опять же по пессимистическому сценарию, угрозу раскулачивания богатых, от которой недалеко и до революций. В такой ситуации правительство не может задействовать рыночные рычаги: повысить налоги или, например, отпустить цены на электроэнергию, горячую воду и услуги ЖКХ. Результат – низкий уровень внешних и внутренних инвестиций, а потом и замедление роста ВВП или даже его падение. В конце концов экономика приходит к отправной точке замкнутого круга – росту бедности и напряженности в обществе.
У оптимистов свой взгляд на вещи. Они вспоминают, что в годы либеральных реформ пресловутое соотношение ниже 14:1 не опускалось, но к голодным бунтам это не привело. Более того, в отдельных регионах России (например, в довольно бедной Костромской области) эта пропорция сравнима с благополучными западноевропейскими показателями. Вообще, в развивающихся странах данная величина в отрыве от других показателей бессмысленна. В отличие от Латинской Америки и Южной Африки, в отнюдь не роскошествующих Восточной Азии и Северной Африке соотношение богатства к бедности – 6:1, а в Южной Азии – 4:1.
Если говорить только о Западе, то цифры 6:1 выдерживаются в Европе, а вот в Америке они близки к нашим: 8-9 к 1. Дело в американском подходе – там полагают, что уравниловка ведет к падению предпринимательской активности и замедлению экономического роста. Кому охота заниматься бизнесом, если твой доход ненамного больше, чем у бюджетника или наемного работника? Богатство США – косвенное подтверждение правильности американского взгляда на неравенство, убеждены оптимисты.
Согласно еще одной популярной версии, мир сейчас переходит к постиндустриальной эре, для которой громадная разница в доходах богатых и бедных – норма. Соотношение между доходами 20% наиболее состоятельных слоев населения и 20% наиболее нуждающихся, составлявшее в мире 30:1 в 1960 году, возросло до 74:1 в 1997-м.
По мнению экспертов, высокий уровень поляризации доходов в России, связан и с традиционной спецификой нашей экономики, пишет "Российская газета". Основная масса доходов, которые получает страна, сосредоточена в экспортных отраслях и финансовом секторе, соответственно так и распределение доходов происходит. Зато обширный сектор работников, занятых на производстве товаров и услуг на внутреннем рынке, получается, обделен деньгами, поскольку отечественные товары менее конкурентоспособны, то и доходы меньше. Государство в последние годы старается сократить этот дисбаланс, перераспределяя доходы из высокодоходного сектора. Один из способов - изъятие доходов с помощью налогов. Среди важных мер также -увеличение пенсий и увеличение зарплат в бюджетной сфере за счет растущего налогообложения. Но эти меры дают краткосрочный эффект, поскольку не затрагивают структуры экономики и она продолжает генерировать доходы в узком секторе. Эффективный способ сократить поляризацию доходов существует. Это развитие тех секторов экономики, где занята сегодня большая часть населения.