Руководителям двух оборонных корпораций – "МиГ" (занимается разработкой, строительством и продажей истребителей МиГ) и "Иркут" (строит самолеты Су-30) нанесен моральный вред. Нанес его депутат Госдумы, член комитета ГД по промышленности Олег Мащенко. В своем письме министру промышленности Виктору Христенко Мащенко потребовал заменить руководителя корпорации "МиГ" Валерия Торянина на руководителя НПО "Иркут" Алексея Федорова. Интересно, что ни в "МиГе", ни в "Иркуте" не поддерживают этой идеи.
В своем письме депутат Олег Мащенко, вся профессиональная жизнь которого связана с ЖКХ, пишет, что он очень обеспокоен финансовой ситуацией, сложившийся в корпорации "МиГ", и только гендиректор "Иркута" Алексей Федоров способен вывезти "МиГ" из кризиса, так как он "имеет опыт и авторитет".
В последнее время ситуация вокруг Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" стала чуть ли не главным центром политических интриг в военно-промышленном комплексе, пишут "Известия". Весь прошлый год бушевал скандал вокруг увольнения ее гендиректора Николая Никитина (при котором кредиторская задолженность предприятия достигла почти $1 миллиарда) и назначения на пост Валерия Торянина. Тем не менее, по оценкам маркетологов, в 2004-2010 годах корпорация сможет реализовать на рынке около 400 самолетов МиГ-29 всех модификаций. Покупателями станут 20 стран Африки, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. В случае реализации планов РСК станет основным экспортером российской военной техники. По мнению экспертов, именно эти перспективы и становятся причиной непрекращающихся скандалов вокруг кресла гендиректора.
Кстати, у самого "Иркута", как пишут "Известия", пока тоже не все благополучно: в следующем году он должен выплатить не менее $380 миллионов по ранее взятым кредитам, для чего ему нужно привлечь новые средства, а значит, - новые контракты. "Известия" пишут, что у "Иркута" была возможность заключить более чем миллиардный контракт с одной из африканских стран, но, похоже, он достанется "МиГу". Правда в самом "МиГе" эту информацию не подтверждают. Как рассказал Дням.Ру пресс-секретарь корпорации "МиГ" Юрий Черваков, у "МиГа" и "Иркута" не может быть войн за рынки сбыта. "Причина проста – у "Иркута" нет лицензии на продажу истребителей за рубеж, а у нас есть. К тому же, на рынках оружия много надзирающих органов со стороны государства, который просто не допустят войны между производителями", - заверил Черваков. Он сказал, что в руководстве "МиГа" просто недоумевают, "кому потребовалось письмо депутата Мащенко, мы с этим депутатом никогда не сталкивались". Черваков заверил, что это письмо не принесло никакого ущерба руководителям корпорации "МиГ", кроме морального – "просто мужику что-то подсунули, а он это подписал".
Недоумевают по поводу этого письма и в НПО "Иркут". Пресс-секретарь объединения Елена Федорова заверила, что руководство "Иркута" не имеет никакого отношения к письму депутата. "Это подстава чистой воды. Смысл письма можно истолковать следующим образом – мы дали депутату денег и он попросил сменить директора другой корпорации и назначить на его место нашего. Это просто бред", - сказала она. Федорова заверила, что от письма руководители корпорации "Иркут" получили только моральный вред и теперь вынуждены разбираться "что все это значит" и отвечать на вопросы: "Вы правда депутата купили? За сколько?".
Комментарии самого депутата Мащенко, письмо которого доставило столько головной боли руководителям "МиГа" и "Иркута", на месте застать не удалось. В приемной депутата сказали, что ГД начинает работать в конце сентября, может тогда он и появится. Не удалось узнать и разделает ли сам комитет ГД по промышленности точку зрения своего члена Мащенко, или депутат подписывал письмо по собственной инициативе? "Известия" утверждают, что руководство комитета об этом письме ничего не знает. Это подтверждает и то, что письмо написано на личном бланке депутата и подписано только депутатом, а не бланке комитета ГД по промышленности.
В аппарате министра промышленности также ничего по этому поводу сказать не смогли – "письмо зарегистрировано, готовится ответ". Кстати, правительство уже предпринимало попытки объединить "Иркут" и "МиГ". В прошлом году по решению тогдашнего вице-премьера (ныне - руководителя Федерального агентства по промышленности) Бориса Алешина "МиГ" должен был войти в Объединенную авиастроительную компанию, которую должен был возглавить глава НПО "Иркут" Алексей Федоров, пишут "Известия". Но план не поддержали в правительстве - поскольку приход к управлению авиационной промышленностью частного бизнеса (корпорация "Иркут" является на 100% частной) может привести к закрытию ряда очевидно нерентабельных производств, связанных с производством самолетов дальней или стратегической авиации. Между тем, по данным обозревателей агентства Рейтер, российские власти не отказались от идеи объединить крупнейших авиастроителей в единую компанию в течение ближайших лет, чтобы положить конец раздорам в этой сфере и на равных конкурировать с иностранными производителями. Холдинг, в который, вероятно, войдут "Сухой", "Иркут", "Миг", "Илюшин" и "Туполев", заработает в 2007 году и будет заниматься не только строительством гражданских и военных самолетов, но и их обслуживанием.