Правительство призналось, что не в состоянии влиять на "бензиновые" цены. Карательные меры Федеральной антимонопольной службы против торговцев бензином не могут переломить ситуацию. И теперь чиновники решили договориться напрямую с нефтяными компаниями, пишут "Известия". Их представителей соберут в правительстве, чтобы установить "компромиссные" правила на внутреннем рынке нефтепродуктов. Главный аргумент чиновников - повышение экспортных пошлин на бензин.
По словам источника в Минэкономразвития, перед государством состоит задача не в снижении цен на бензин, а в создании прозрачных правил игры на внутреннем рынке нефтепродуктов. Ведь, если изменения экспортных пошлин на сырую нефть прописаны в законе, то с пошлинами же на нефтепродукты такого правила пока нет. В результате рост внутренних цен на бензин зависит от мировых цен, которые в последнее время бьют все рекорды. Регулируя налог на экспорт нефтепродуктов, государство может влиять на внутренние цены. Увеличивая его, можно сделать экспорт некоторых нефтепродуктов нерентабельным. И тогда теоретически отечественные нефтяные компании станут больше продавать нефтепродуктов внутри России, что и должно привести к снижению или, по крайней мере, к стабилизации "бензиновых" цен. Однако на практике не все так просто. Помимо размера пошлины, само ее постоянное изменение заставляет взвинчивать цены на бензин. Ведь в такой ситуации нефтяные компании не могут прогнозировать свой бизнес даже на краткосрочную перспективу, а потому вынуждены страховаться.
Найти компромисс Минэкономразвития пытается, пригласив "на беседу" руководителей крупнейших нефтяных компаний. Эксперты от этих переговоров ждут компромисс между нефтяными компаниями, заинтересованными в повышении прибылей от экспорта нефти, и государством, которое призвано сдерживать инфляцию.
Но то, что экспортные пошлины на нефтепродукты вырастут, ожидают многие. "Потому что, если не прекратить отток нефтепродуктов, мы получим дефицит на внутреннем рынке, а значит, дальнейший неконтролируемый рост цен", - считает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. С другой стороны, по его мнению, "правительство будет искать баланс, чтобы и не сильно уменьшить экспорт, и не обострять ситуацию на внутреннем рынке". Абсолютно противоположное мнение высказывают нефтяные компании. По словам представителя одной из крупнейших российских нефтяных компаний, увеличение экспортных пошлин приведет к "затовариванию" рынка. По его мнению, существующая шкала налогов на нефтепродукты является оптимальной, так как обеспечивает "хоть какую-то" рентабельность на внутренних продажах. А ее повышение просто разорит НПЗ. "Куда в противном случае девать мазут, экспорт которого стоит на втором месте после сырой нефти?" - рассуждает эксперт. В России в настоящее время производится в 2 раза больше мазута, чем потребляется. Снижая налоги на его экспорт, государство тем самым поддерживает производителей мазута. Другой вопрос: зачем поддерживать убыточное производство и как стимулировать НПЗ на выпуск более "высокооктановых" продуктов? Конечно, государство может и по-другому снизить "бензиновые" цены. Например, "Транснефть" теоретически может ограничить прием сырой нефти в экспортные трубопроводы, чтобы "повернуть" экспорт на внутренний рынок. Однако, по мнению аналитиков, это маловероятно, так как российский бюджет напрямую зависит от "нефтяных" экспортных налогов. Между тем, пока МЭРТ консультируется с нефтяными компаниями по вопросам экспортных пошлин, цена на бензин на автозаправках продолжает расти. По оценкам Московской топливной ассоциации, розничная цена на бензин с начала года выросла на 19-20%.