Руководство Мурманского пароходства использовало атомные ледоколы для увеселительных прогулок с иностранными туристами. Уже больше месяца продолжается скандал вокруг Мурманского морского пароходства. Напомним, в конце мая, аудиторы Счетной палаты РФ огласили итоги проверки пароходства, согласно которым ледокольный флот, находящийся в доверительном управлении пароходства, используется неэффективно и незаконно. Это ежегодно наносит ущерб бюджету страны минимум в $7,4 миллионов.
На днях по результатам проверки Счетной палаты областная прокуратура возбудила уголовное дело против ММП. Сейчас решается вопрос о передаче государственный ледокольный флот из управления ММП и, вероятно, передать какому-либо другому оператору. Кроме того, на федеральном уровне активно обсуждается тема создания специализированного госпредприятия для эксплуатации ледоколов.
Атомный ледокольный флот России, в состав которого входят 6 действующих ледоколов - "Россия", "Арктика", "Советский Союз", "Таймыр", "Вайгач", и новейшее судно "Ямал", находится в федеральной собственности. В 1998 году эти корабли были переданы в доверительное управление "Мурманскому морскому пароходству", приватизированному еще в 1993 году. Более 25% акций пароходства принадлежит государству. Это предприятие - единственное в стране, которое уже более 40 лет эксплуатирует гражданский атомный флот. Фактически пароходство является монополистом на стратегическом рынке ледокольных проводок. Нарушения в работе Мурманского морского пароходства были выявлены входе плановой проверки пароходства, которая проходила с марта по май 2004 года. Выяснилось, что, только в 2002 году в нарушение законов и условий договора о доверительном управлении через расчетные счета "ММП" прошло 2,26 миллиарда рублей доходов от использования ледоколов. При этом сроки прохождения денежных средств значительно превышали установленные, применялись ненадлежащие формы расчетов, в результате чего фактически осуществлялось кредитование ММП за счет федеральной собственности. Проще говоря, руководители пароходства не мудрствуя лукаво, "прокручивали" деньги, всячески затягивая их возврат государству. Проверка также показала, что ОАО "ММП" без согласия собственника, т.е. государства, передавало в аренду иностранным компаниям ледоколы, в том числе атомные, для… пассажирских круизов на Северный полюс! "Подобные действия, - указывается в отчете Счетной палаты, - создают реальную угрозу национальной безопасности России в Арктике, увеличивая вероятность возникновения радиационной и террористической опасности". Кроме того, как оказалось, плата за аренду ледоколов в федеральный бюджет не перечислялась, в результате чего государству нанесен ущерб в размере более семи миллионов долларов. Сейчас оскандалившееся руководство Мурманского пароходства пытается привлечь на свою сторону трудовой коллектив своего предприятия. Моряки, докеры, сотрудники порта по указке своего начальства пишут гневные письма во все инстанции и требуют оставить в покое менеджмент ММП. Между тем, действия руководителей ММП в первую очередь вредят не столько государству (как это ни цинично звучит, но Россия от потери "каких-то" 7 400 000 долларов не разорится), сколько тем, кто сейчас пытается защищать нечистых на руку менеджеров пароходства. Основная задача ледокольного флота, чтоб вы знали - не увеселительные прогулки в высоких широтах, а выполнение государственной программы северного завоза. От нее зависит жизнь тысяч сотен тысяч россиян, живущих в этих суровых краях. Будучи монополистом, Мурманское пароходство доставляет в российское Заполярье большую часть грузов- продуктов, оборудования, медикаментов. Многомиллионные "издержки", связанные с особенностями управления кампанией, не исчезают в арктической пустыне. Гигантские, экономически не обоснованные транспортные расходы возмещаются за счет тех людей, которые эти товары покупают. Поэтому когда где-нибудь в Норильске простые работяги вынуждены отдавать за буханку хлеба 30 рублей, а столь необходимые в этих краях фрукты из-за неподъемной цены переходят в категорию предметов роскоши - надо "благодарить" за это тех, кто катал на ледоколах западных бизнесменов. Кстати, круиз к Северному полюсу стоил порядка $20 тысяч. Обычно ледокол класса "Ямал" брал на борт более ста туристов. Два миллиона долларов чистой прибыли за один рейс. Конечно, рядом с этими цифрами проблемы простых жителей Заполярья кажутся сущими пустяками.