Вчера на последнем своем заседании правительство обсудило проблему российских дорог. Одним из способов улучшения ситуации признано создание в России сети платных автомагистралей. В своем вступительном слове премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что этот вечно актуальный для нашей страны вопрос пора наконец как-то решить, иначе плачевное состояние отечественной дорожной сети может стать "самым узким местом" на пути реформ, пишет "Российская газета". По словам Фрадкова, результатом грядущего удвоения ВВП станет и удвоение грузооборота. А в России около 50 тысяч населенных пунктов вообще не имеют дорог с твердым покрытием, которые могли бы функционировать круглый год. Премьер особо обратил внимание на то, что от состояния дорог в значительной степени зависит устойчивость экономического роста и качество жизни населения. На мрачные выводы не скупился и министр транспорта и связи Игорь Левитин, заявив, что "в своем сегодняшнем состоянии дороги не готовы к удвоению ВВП". Низкая плотность автодорог (всего 5,3 километра на 1 тысячу жителей против 13 километров в США) приводит к серьезному удорожанию автоперевозок – в России, как утверждал Игорь Левитин, транспортная составляющая в себестоимости товаров равна 15-20% против 7-8% в странах с развитой экономикой. Кроме того, плохое качество дорог привело к тому, что в 2003 году на них погибло 35 тысяч человек. Как пишет "Время новостей", в правительстве хотя и признают, что только за счет бюджета ситуацию с дорогами в России не исправишь, но пока не знают, как привлечь в отрасль солидных частных инвесторов. Игорь Левитин предложил отдавать инвесторам в управление не только построенную ими дорогу, но и прилегающие земли - для более быстрой окупаемости проекта. Однако в стране до сих пор не принято ни одного законодательного акта, позволяющего строить и эксплуатировать платные дороги.
Но список трасс, за проезд по которым планируется взимать деньги, уже почти готов. Минтранс обещает назвать первые варианты прокладки платных магистралей к 1 октября 2004 года. Однако господин Левитин уже приоткрыл завесу секретности. Первыми платными дорогами должны стать новый выход на МКАД с магистрали М-1 "Беларусь" (этот участок протяженностью около 20 километров позволит разгрузить перегруженные первые километры Минского шоссе), а также обходы городов Клин и Солнечногорск на трассе М-10 Москва - Санкт-Петербург. При этом обязательным условием для прокладки платной дороги останется наличие бесплатного "дублера" такой трассы. Фото: газета "Коммерсантъ"