Россия отказалась поддержать предложение Турции построить нефтепровод, который смог бы доставлять нефть с побережья Черного моря на побережье Средиземного, минуя загруженный Босфорский пролив. Об этом представители турецкой стороны сообщили агентству Reuters. Эксперты считают, что этот проект экономически невыгоден России. Президент России Владимир Путин в ходе визита в Турцию на этой неделе провел ряд переговоров о сотрудничестве с Анкарой в энергетической сфере. Турецкая сторона предложила России поучаствовать в проекте по строительству нефтепровода от турецкого черноморского порта Самсуна к Джейхану на Средиземном море. Это позволило бы сократить движение наших танкеров через пролив Босфор. Однако российская сторона отказалась от участие в этом проекте.
Как сообщил Дням.Ру вице-президент компании "Транснефть" Сергей Григорьев, ему неизвестно причины отказа России. "Там больше замешана политика, а не экономика", - сказал он. "Сейчас американцы строят нефтепровод Баку-Джейхан, однако, нефти под него нет, поэтому, очевидно, что строительство нефтепровода от Самсуна к Джейхану позволит загрузить американский нефтепровод. Видимо нашу сторону это не устраивает", - предположил вице-президент "Транснефти".
По словам Сергея Григорьева, для России оптимален был бы нефтепровод Кыкыйой – Ибтрхаба. Этот отрезок в 192 километра проходит по европейской части Турции. Однако, Григорьев пояснил, что Россия никогда не предлагала себя в качестве строителя. "Строить должны турецкие компании, а мы были бы операторами", - пояснил он. Судьба нашего предложения по нефтепроводу пока неизвестна. "По турецкой стороне в обход Босфора существует 12 проектов строительства нефтепроводов. Сначала нужно все экономически просчитать, а потом принимать решение", - сказал вице-президент "Транснефти".
Для морской торговли России и других черноморских стран Босфор и Дарданеллы - единственный путь выхода на мировые рынки. Через проливы ежедневно поставляется потребителям около 2,5 миллиона баррелей нефти и нефтепродуктов. По информации Reuters, Турция выступает за снижение интенсивности движения танкеров через пролив Босфор, ссылаясь на экологические риски. Однако Россия опасается, что это серьезно увеличит транспортные расходы компаний. Анкара, в свою очередь, указывает на то, что расходы компаний увеличиваются уже сейчас из-за задержек, вызванных перегрузкой пролива.



