И уходят американцы
Индийская авиастроительная госкомпания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) рассматривает возможность участия в проекте создания регионального самолета Russian Regional Jet (RRJ). Речь идет о вложении индийцами $100 миллионов в обмен на 10% работ по RRJ. Конкурентов RRJ – компанию "Ильюшин Финаннс Ко" (ИФК) участие индийцев пока не беспокоит, поскольку все намерения существуют только на бумаге. К тому же, из проекта может выйти Boeing, что существенно затянет строительство лайнера.
RRJ (Russian Regional Jet) – среднемагистральный лайнер вместимостью до 100 человек, разрабатываемый консорциумом компаний во главе с АХК "Сухой" и Boeing. В производство самолет должен быть запущен в 2007 году. Сборка самолета будет осуществляться на базе НАПО им. Чкалова, входящего в холдинг "Сухой". Разработку двигательной системы самолета осуществляет французская Snecma совместно с НПО "Сатурн".
Об участии индийской корпорации в российском проекте рассказал председатель HAL Налини Ранджан Моханти. Как пишет "Время новостей", господин Моханти рассчитывает за вложенные в RRJ $100 миллионов получить контроль над 10% работ по проекту RRJ. "Мы видим большой потенциал для регионального самолета на существующих и развивающихся рынках в связи с оживлением сектора гражданской авиации после кризиса, начавшегося 11 сентября 2001 года, - сказал Моханти. - Спрос на подобные самолеты в таких странах, как Индия, Китай и Россия, будет значительным в ближайшие годы".
Представитель компании "Гражданские самолеты Сухого" Ольга Каюкова подтвердила "Ведомостям", что HAL рассматривает возможность участия в проекте создания Russian Regional Jet. По ее словам, стороны уже подписали протокол о намерениях. "Впрочем, переговорный процесс находится в начальной стадии, а потому говорить о формах и масштабах участия HAL в проекте пока преждевременно", — признает Каюкова. По ее словам, индийцам предлагается участие в проекте "на условиях разделения рисков, то есть партнерство в финансировании проекта и производстве". "Возможно, HAL будет также предложено производство ряда компонентов для будущего самолета", — говорит Каюкова. Она добавляет, что объем возможных индийских инвестиций в проект не определен, хотя цифра в $100 миллионов была озвучена руководством HAL в ходе переговоров. Финансовые, производственные и маркетинговые вопросы будут решаться совместными рабочими группами, которые будут вести переговоры между "Сухим" и HAL, добавляет Каюкова.
Эксперты считают, что "Сухому" пригодился бы такой партнер, как индийская HAL. Аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что Индия "всеми способами стремится получить доступ к авиационным технологиям", поэтому HAL активно сотрудничает с российскими авиастроителями, в том числе намерена разработать проект транспортного самолета совместно с НПК "Иркут". Для "Сухого" же, отмечает Сахнова, это не только возможность найти соинвестора, но и получить доступ на индийский рынок для сбыта своих самолетов. Впрочем, менеджер одной из авиастроительных компаний считает, что RRJ будет сложно потеснить конкурентов на индийском рынке, где сильны позиции бразильской Embraer.
С ней согласен и Борис Рыбак, гендиректор консалтинговой компании Infomost. Он сказал "Ведомостям", что в одиночку "дочке" АХК "Сухой" не под силу будет реализовать этот проект. "Кроме того, проект RRJ имеет перспективу только в том случае, если новый самолет получит доступ на международный рынок. Работа с индусами может приоткрыть для RRJ этот и соседние рынки", — отмечает эксперт.
Главный конкурент RRJ – лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" пока никак не комментирует участие индийцев в этом проекте. Представитель компании Андрей Липовецкий сообщил Дням.Ру, что "RRJ пока существует только на бумаге, в отличие от нашего Ан-148, который уже в декабре взлетит и будут проведены его испытания". Правда, Липовецкий признает, что и у ИФК контрактов на Ан-148 пока нет, но "есть сам самолет", а, следовательно, "с потенциальными покупателями дела будет вести легче".
Но проблемы с RRJ пока даже не в том, что сам самолет "существует только на бумаге". В ноябре под вопросом оказалось участие в этом проекте американцев из Boeing. Компания должна была содействовать RRJ в сертификации и продвижении на мировой рынок. Но французская компания Snecma Motors, которая занимается разработкой двигателя для RRJ, предложила свои услуги. После этого заявления представители Boeing пообещали выйти из проекта.