На этой неделе вновь обострился конфликт между российскими авиаперевозчиками и авиапроизводителями. Первые обвиняют вторых в том, что наши самолеты не отвечают европейским требованиям и нужны дополнительные вложения, чтобы их доработать. Тем самым намекая, что с "Боингами" и "Аэробусами" проблем гораздо меньше. Производители с обвинениями не согласны, правда, признают, что дополнительные вложения на доработку действительно нужны. А на чьи плечи в конечном итоге лягут эти затраты – всем понятно.
Причиной обострения конфликта стали новые требования пассажирских перевозок. Согласно требованиям ЕС с 1 января 2005 года европейское небо будет закрыто для российских самолетов, не оборудованных системой оповещения об опасном сближении с землей (EGPWS). "На большинстве наших самолетов стоят системы оповещения о столкновении с землей, но они уже устарели, - признался "Газете" координатор федерального агентства по вопросам ИКАО (Международной организации гражданской авиации) Владлен Коровкин. - Новая система, хотя и стоит на порядок дороже, позволяет моделировать профиль поверхности земли и существенно повышает безопасность полетов".
Между тем многие российские авиакомпании до сих пор не переоснастили свои самолеты. По данным Минтранса, сейчас системой EGPWS оснащены всего лишь 2% от всех самолетов, эксплуатируемых в России. Для небольших авиакомпаний, балансирующих из-за высокого роста цен на авиатопливо на грани рентабельности, это слишком дорогое удовольствие. К примеру, модернизация одного Ту-154 стоит около $50 тысяч. Поэтому, многим компаниям придется расстаться со своим бизнесом, а россиянам, чтобы добраться до зимних курортов, придется пользоваться более дорогими регулярными рейсами.
Угроза введения новых требований ЕС сказалась и на работе регулярных перевозчиков, например "Аэрофлота". Гендиректор авикомпании Валерий Акулов пожаловался "Газете", что российские авиационные заводы до сих пор не разработали документацию по обеспечению самолетов Ил-96 и Ту-204 такими системами. Поэтому, начиная с 2005 года "Аэрофлот" все шесть Ил-96 снимет с европейских маршрутов. Кроме "Аэрофлота" российские Ил-96 и Ту-204 используют на своих маршрутах "Домодедовские авиалинии", "Атлант-Союз" и ГТК "Россия".
Однако российские авиапроизводители своей вины в проблемах авиаперевозчиков не видят. "Все последние самолеты Ил-96 - это и президентский борт, и два самолета, поставленные в авиакомпанию "КрасЭйр", - оснащены необходимой системой безопасности, и для переоснащения у нас есть вся необходимая документация, - рассказал изданию гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс" Александр Рубцов. - Система не устанавливалась лишь на самолеты, собранные до 1999 года". Господин Рубцов не исключил, что "Аэрофлот" специально нагнетает обстановку, так как о введение с нового года новых требований стало известно не вчера, и "Аэрофлоту" надо было просто вовремя обратиться на завод и согласовать график доработок. Правда Рубцов заметил, что стоимость доработки одного Ил-96 составляет от $75 тысяч до $100 тысяч. Получается, что, если "Аэрофлот" начнет модернизировать свои лайнеры, не исключено, что свои затраты он переложит на пассажиров.