ФАС подозревает авиаперевозчиков в сговоре, а те, в свою очередь, обвиняют нефтяников
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) подозревает крупнейшие российские авиакомпании в сговоре. Антимонопольщики считают, что авиаперевозчики в ноябре неправомерно подняли цены на билеты. Однако российские авиаперевозчики заявляют, что вынуждены были это сделать из-за того, что нефтяные компании подняли цены на авиакеросин, и поэтому ФАС следовало бы проверить возможный сговор нефтяников.
В начале ноября антимонопольная служба направила запросы в свои территориальные управления, Минтранс и Федеральную службу по тарифам с целью выяснить, какие компании в европейской части России подняли цены на билеты и насколько. Ожидается, что итоги проверки будут готовы в декабре, когда ФАС проанализирует динамику цен и будет ясно: имел ли место сговор или нет. Как сообщил Дням.Ру сотрудник пресс-службы ФАС Константин Дорохин, если факт нарушения будет установлен, ФАС может обязать авиаперевозчиков вернуть цены на билеты к изначальному положению, а прибыль, которую они получат за время действия повышенных тарифов – пойдет в российский бюджет.
Первой компанией, которая официально объявила о введении сборов, компенсирующих рост стоимости авиатоплива, стала "Пулково". С 1 октября она увеличила свои тарифы на $5. 1 ноября топливную надбавку в $10-20 ввел на своих рейсах "Аэрофлот". В течение недели его примеру последовали все остальные крупные игроки отечественного рынка пассажирских авиаперевозок. Наибольший разброс надбавок у "Сибири", с 8 ноября ее сборы колеблются от $5 до $20.
Пресс-секретарь московского филиала «Сибири» Илья Новохатский заявил "Времени новостей", что «рост цен на авиатопливо затрагивает всех авиаперевозчиков одинаково, поэтому естественно, что и размер надбавок у всех получается сопоставимый». А заместитель генерального директора «Аэрофлот» Лев Кошляков сообщил, что "ФАС ищет сговор не там, где следует". Он считает абсурдным обвинять авиакомпании в сговоре с British Airways, Lufthansa и другими ведущими мировыми авиаперевозчиками, которые пошли на введение топливных надбавок гораздо раньше. Кошляков заверил, что "это следствие не сговора, а 40-процентного роста цен на авиакеросин". "В то же время в сфере снабжения авиации топливом реально имеют место монополия и картельный сговор. Вся поставка авиатоплива в стране контролируется 4-5 крупнейшими нефтяными компаниями. Мы обращали внимание антимонопольных органов на эти факты, но адекватной реакции пока не замечаем", - возмущается замгендиректора "Аэрофлота".
По поводу обвинений в сговоре авиаперевозчиками нефтяников, в ФАС Дням.Ру не смоги прокомментировать информацию. "Мы сейчас находимся только в начале проверки. В декабре станет ясно, когда и на сколько выросли цены на топливо. И если выяснится, что сговорились нефтяники, мы их накажем", - пообещали корреспонденту Дней.Ру в пресс-службе ФАС. Пока антимонопольное ведомство решает, кто виноват в удорожании авиабилетов, россияне продолжают переплачивать за пользование услугами отечественных авиакомпаний.