В РАО "ЕЭС России" обострился конфликт между руководителями региональных энергокомпаний и топ-менеджерами РАО "ЕЭС России". Как пишут "Ведомости", первые обвиняют последних в излишнем контроле каждого их шага, а это "мешает работать и провоцирует кризис доверия". Этим летом РАО "ЕЭС России" было поделено на шесть бизнес-единиц, которыми руководят члены правления холдинга. Все региональные энергокомпании подчиняются двум из них – либо Михаилу Абызову, либо Владимиру Аветисяну. Они отвечают за работу и реформирование "своих" АО-энерго.
Методы Аветисяна и Абызова пришлись не по нраву большинству гендиректоров энергокомпаний. Недовольство выплеснулось 22-23 октября на совещании в РАО, где обсуждались злободневные для энергохолдинга вопросы. Как рассказали "Ведомостям" сразу несколько участников, на совещании гендиректор "Ленэнерго" Андрей Лихачев обвинил начальников в превышении полномочий. Лихочев отметил, что бизнес-единицы вмешиваются в оперативную деятельность энергосистем, стремятся сами принимать решения за их руководителей, "пренебрегают накопленным "дочками" РАО опытом" и "массово нарушают корпоративный принцип управления". Лихачев считает, что все это создает внутри холдинга конфликт интересов, который мешает РАО развиваться.
Хотя жесткостью славятся и Аветисян, и Абызов, особенно сильно от директоров досталось последнему. Собеседники "Ведомостей" из региональных энергокомпаний жалуются на его "странные приказы". Например, рассказывает топ-менеджер одной из энергосистем, Абызов распорядился приостанавливать закупки, если их сумма превышает 200 тысяч рублей. "Это копейки, теперь нам почти каждую сделку надо согласовывать с начальством из РАО. Если какая-то компания плохо работает, зачем распространять это на всех?" — возмущается он. Гендиректор другой энергокомпании, попросивший не упоминать его имени, рассказывает, что руководство бизнес-единиц указывает, с кем и как заключать договоры. "Это выходит за рамки здравого смысла", — возмущается он.
В РАО ЕЭС признают, что Абызов действует жестко и требует максимальной отдачи. Например, рассказывает представитель энергохолдинга, он добивается, чтобы соотношение доналоговой прибыли и стоимости активов у подведомственных компаний не опускалось ниже 4, тогда как Аветисяну достаточно 2. По словам сотрудника РАО, на совещании предправления РАО Анатолий Чубайс был вынужден признать, что его менеджеры перегнули палку, и пообещал ограничить вмешательство в деятельность компаний.
Сам Абызов называет жесткий контроль "вынужденной мерой". "Холдинг несет ответственность перед акционерами за сохранение эффективного управления. Есть случаи завышения цен на топливо, материалы и услуги. Такие сделки могут нанести ущерб акционерам РАО, и допустить их нельзя", — сказал "Ведомостям" топ-менеджер энергохолдинга. Он утверждает, что, если не контролировать закупки, в один прекрасный день у компании может не оказаться средств для выполнения обязательств. "Разумеется, новые правила нравятся не всем", — констатирует он.