"Он был актером милостью божьей, когда появлялись интересные пьесы – Альберт Леонидович всегда рвался работать, он питался творчеством. Он был натурой совершенно уходящей, таких больше не будет. Конечно, я счастливый человек, я много работала с ним, он для меня всегда будет живым. Невозможно представить, как театр будет без него, просто невозможно это представить", – цитирует ТАСС актрису Ирину Алферову.
"Он выкладывался на 200%, был поглощен своей работой, все время бежал, бежал, никогда не делал поблажек, а если кто-то играл спустя рукава – очень гневался", – добавила она. Также Алферова отметила, что Альберт Филозов был сильно недооценен, поскольку у него "не было никаких особых наград, хотя он их заслуживал как никто".
Также она рассказала еще об одной стороне жизни артиста, не связанной со сценой. "Альберт Леонидович был верующим человеком, соблюдал пост. В последнее время он болел, мы старались облегчить его нагрузку. Берегли, но не уберегли", – заметила Ирина Алферова.
"Это настолько для меня неожиданно, что очень сложно оправиться сейчас от этой ужасной новости. Он был большим русским актером, артистом, который лично для меня воплощает светлое начало этой профессии – у него и внешность была такая светлая: пронзительные светлые глаза, которые тебя очаровывали еще до того, как он скажет какие-то слова как актер", – признался композитор, автор-исполнитель Сергей Никитин.
Он добавил, что ему повезло свести близкое знакомство с актером во время работы над телевизионным спектаклем "Пять романсов в старом доме". "Я как раз написал музыку к этому спектаклю, а Алик играл одну из главных ролей. Тогда он впервые исполнял что-то с моей музыкой. Мы провели такие прекрасные два дня в Ленинграде – где-то там бродили, сидели, читали друг другу стихи: было ощущение такой непередаваемой душевной близости и родства", – рассказал Сергей Никитин.
Следующей их совместной работой стал спектакль "А чой-то ты во фраке?". "Этот спектакль идет, по-моему, более 20 лет и по сей день. Вначале Филозов играл жениха-тенора. Алик очень музыкальный, и когда перед ним стояли какие-то технические вокальные задачи, он преодолевал все трудности и даже попросил повысить тональность, чтобы петь более высоким теноровым голосом. А потом он перешел в "папаши", стал играть Чубукова, где требуется низкий голос и совершенно другой характер. Но какой бы сложной ни была роль, она давалась Филозову как бы играючи. Мы будем помнить этого светлого талантливого мастера, и нам будет его очень не хватать", – добавил композитор.
"Альберт Леонидович, кроме того что он действительно выдающийся артист, и это не надо подтверждать, много раз участвовал в таких спектаклях и таких фильмах, которые были переломными, этапными", – в свою очередь обратил внимание художественный руководитель театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз. Так, по его собственному признанию, лучший в жизни спектакль он сделал именно с Филозовым 40 лет назад в театре Станиславского – "Автопортрет".
"Потом, 27 лет тому назад, мы вместе с Любовью Полищук и с ним, с Филозовым, придумали театр "Школа современной пьесы". Он играл очень много, он был жаден к работе и был честным артистом, который полностью всю свою жизнь, всю свою энергию, здоровье вкладывал в то, что он делал", – подчеркнул Иосиф Райхельгауз.
"Он был актером широчайшей палитры, человеком, необычайно преданным своей профессии, который никогда никаких поблажек себе не давал. И даже уже будучи больным, в ночь с 26 марта на 27 марта, он приехал, чтобы сыграть спектакль. Что говорить? Уход Альберта Леонидовича – огромнейшая потеря для нашего театра. Он был абсолютным авторитетом среди нашей братии – и по профессионализму, и по отношению к театру и своим партнерам", – цитирует РИА Новости заслуженную артистку РСФСР Елену Санаеву.
"Альберт был очень добрым человеком, он всегда сочувствовал и откликался на чужую боль. Я много играл с Филозовым и, помню, в 1972 году, когда уже мы были артистами с десятилетним стажем, он призвал: "Давай учиться снова". В этом он был невероятным, он никогда не останавливался, он всегда стремился обновлять и совершенствовать свое мастерство. В этом он был прекрасен и современен – и актерски и человечески", – рассказал Актер Василий Бочкарев, работавший с Филозовым еще в Московском драматическом театре имени Станиславского.
Прощание с Альбертом Филозовым пройдет 13 апреля в театре "Школа современной пьесы" с 10:00 до 12:00. Место похорон пока не определено – коллеги актера просят городские власти помочь, чтобы предать земле артиста на Ваганьковском кладбище.
Альберт Филозов – известный российский актер театра и кино, педагог ВГИКа и профессор РАТИ. Он участвовал в съемках фильмов и различных постановках вплоть до последних дней. Артист играл в таких известных российских картинах, как "Идеальный муж", "Тегеран-43", "Мэри Поппинс, до свидания!", "Человек с бульвара Капуцинов", а также выступал на сцене Театра на Таганке, Московского драматического театра им. К.С. Станиславского и театра "Школа современной пьесы".