Вечером 29 августа на острове Лидо в 69-й раз начинает свою работу старейший и один из престижнейших киносмотров мира. Главный конкурс Венецианского фестиваля откроет новый фильм российского режиссера Кирилла Серебренникова.
Венецианская Мостра в этом году отличилась жестким и даже жестоким отбором, допустив на смотр всего 18 фильмов. Так в Венецию не попали новые ленты Бена Аффлека, Франсуа Озона и Лорана Канте. При том, что предыдущие фильмы этих режиссеров дебютировали именно на Лидо, а автор "Класса" Канте – недавний лауреат каннской "Золотой ветви".
Зато российское кино представлено во всех трех главных разделах фестиваля. В гонке за "Золотым львом"участвует притча Кирилла Серебренникова "Измена", а в более радикальном, "Горизонты", – "Я тоже хочу" гениального Алексея Балабанова.
Причина выбора "Измены" вполне ясна: как и прогремевшее в Венеции "Возвращение" Андрея Звягинцева, это кино стопроцентно внятное международной аудитории и практически не нуждающееся в переводе, и не только потому, что главные роли в нем сыграли немка Франциска Петри и македонец Деян Лилич. Картина отвечает взятому фестивалем курсу на кино глобальных обобщений и "больших тем". Фильм рассказывает о том, как двое знакомых узнают о том, что их супруги любовники. Режиссер отслеживает, что происходит с внутренним миром героя, когда он узнает об измене любимого человека, а также в фильме рассказано, как герои продумывают план мести.
Для одного из лучших отечественных режиссеров, коим является Балабанов и чье кино с большим трудом пробивает себе дорогу на престижные западные фестивали, название явно носит автобиографический характер. Причем новый фильм отобрали в Венецию на стадии, когда он был еще очень далек от завершения, что, конечно, обозначает кредит доверия со стороны фестиваля этому режиссеру, чей "Груз 200" стал настоящим шоком в 2007 году.
Вне конкурса в Венеции покажут документальный фильм главного редактора петербургского журнала "Сеанс" Любови Аркус "Антон тут рядом" о мальчике-аутисте.
Среди звезд мировой режиссуры, чьи фильмы не раз покоряли зрителей, – Терренс Малик с очередной одой "К восхищению", обласканные Каннами французы Оливье Ассаяс и Ксавье Джанноли, венецианские старожилы Такеши Китано и Ким Кидук, живые классики мирового экрана Марко Белоккьо и мастер остросюжетного жанра Брайан ДеПальма, который останется верен себе в фильме "Страсть". а также Пол Томас Андерсон с фреской о сайентологии "Мастер" и гроза фестивалей Ульрих Зайдль со второй частью издевательской трилогии "Рай", посвященной проблеме религиозной веры.
Пожалуй, одним из вопросов, который остро волнует всех фестивальных граждан: появится ли на Лидо Терренс Малик или, как это было два года назад в случае с Каннами, предоставит актерам объяснять его отсутствие стеснительностью и нелюбовью к суете. В Каннах, где "Древо жизни" завоевало "Золотую пальмовую ветвь", главным "спикером" был Брэд Питт. Сейчас тоже есть кому поговорить: в главных ролях нового фильма Малика снялись Бен Аффлек, Рейчел МакАдамс, Хавьер Бардем и наша Ольга Куриленко, для которой это новый вираж в карьере, пишут "Известия".
Во внеконкурсной программе – новые работы старейшего режиссера мира Маноэля де Оливейры (ему через пару месяцев стукнет 104 года), Роберта Редфорда, Сюзанны Бир и Спайка Ли. Последний снял документальный фильм о Майкле Джексоне, пишет "Комсомольская правда".
Жюри в этом году возглавляет американский режиссер Майкл Мэнн. Его все знают как автора фильмов: "Али" с Уиллом Смитом, "Схватка" с ДеНиро и Пачино и "Соучастник" с Томом Крузом.
Напомним, отечественные кинематографисты четырежды удостаивались высших почестей на Венецианском кинофестивале. В 1962 году "Золотого льва" выиграл фильм Андрея Тарковского "Иваново детство", в 1991-м – "Урга" Никиты Михалкова, в 2003 – сразу двух "львов" (за лучший фильм и за дебют) увез с собой Андрей Звягинцев за "Возвращение". В прошлом году жюри под руководством Даррена Аронофского присудило высший венецианский трофей "Фаусту" Александра Сокурова.