Лента новостей

Вторник 16 апреля

16:33"Не могу и не буду плакать": жена Газманова склонилась у иконы 14:07Необычный тест: угадайте советский фильм по шуточному описанию 13:06Уход 31-летнего Давы после успеха на ТНТ стал неожиданностью 11:53Освободившийся после хулиганской выходки Кологривый откровенно рассказал об интрижке с Муцениеце 10:06Уехавшая из России с женатым мужчиной Асмус вышла на связь 09:01Марина Хлебникова во время морского круиза исполнила заветную мечту поклонника 06:47Ирина Шейк вызвала бурные обсуждения кадром с младенцем 03:39Мэттью Макконахи рассказал, как стать звездой в Голливуде 00:25Anchovy’s Club: в пивном ресторане отменили мясо 22:02Заявлено о потере Цымбалюк-Романовской: Невозможно сдержать слез 20:15"Мы ее обожали!": Татьяна Тарасова отвела душу на 78 году жизни 17:28"Крест на могиле": Волочкова похоронила главного мужчину в жизни 15:45Появилась тревожная новость о состоянии 72-летней Аллегровой 14:26Куда сходить в Москве: афиша с 16 по 23 апреля 14:23В московских школах искусств начинается приемная кампания 14:12Собянин: Дни исторического и культурного наследия пройдут с 18 апреля по 31 мая 13:48Тест: продолжите фразу из знаменитого советского кино 12:43Паулс откровенно рассказал о конфликте с Пугачевой в день рождения Примадонны 12:17Таха Бату Чошар и Александра Повзун: "Мы сейчас на позитиве и танцевальная жизнь в самом разгаре" 11:28Желающая изменить жизнь Бородина нашла новую страсть 10:07Восстанавливающийся после обширного инфаркта Куклачев рассказал об операции на сердце 08:50Отмечающая важное событие Кудрявцева сделала откровенное признание 06:16Станет легче: как правильно очистить организм и не навредить себе 03:15На этом все. Как правильно закончить отношения в жизни и бизнесе? 00:15"Пугачева обречена от рождения": в день 75-летия Примадонны вскрылась большая тайна 22:055 книг, за написанием которых читатели могут следить в реальном времени 19:14Молодые и озорные: что Ходченкова и другие звезды делают ради красоты 16:15Почему пропадают желания и энергия? Объяснила психолог Марина Гарбажа 13:09ТЕСТ: попробуйте отгадать фильм СССР по кадру с мужчиной 10:12Худеем на соках: 3 лучших рецепта для похудения от "Дни.ру" 06:29Подцепила бактерию и отмечает 36-летие: чего ждать от Кристины Асмус 04:25Галкин* вышел на связь пьяным во время атаки Ирана на его новую родину 03:13Чем заменить надоевшую Турцию: советует эксперт по туризму Сапронова 00:02Врач Коньшина объяснила, как заниматься спортом детям с эпилепсией 22:01Когда и с какой темы лучше начинать изучение английского? 20:02Колесит по миру и любит маму: каким стал сын Андрейченко и Дунаевского 17:02Мастерская стиля: Рената Литвинова, Наташа Королева и Клава Кока стоят у руля! 14:02Доктор Алексанян развеял 5 мифов о подготовке к пластике 12:05Тест: сможете отгадать по фото возраст российской актрисы? 10:01Увидел сон и стал королем шансона: Михаилу Шуфутинскому – 76 лет 06:41Райан Гослинг рассказал о влиянии своих дочерей на его роль в фильме "Барби" 03:16Почему молодым мужчинам нравятся женщины постарше? 00:28Почему опасно повторять операции за звездами? 23:32"Виноват Меладзе": Джанабаева спустила на мужа всех собак 21:44Бывшая невеста Виторгана показала, что у нее под одеждой 20:09Пугачева готовит церемонию: Орбакайте отправилась на небеса 17:56Юрист Усков объяснил, почему Прилучный попал на деньги с Муцениеце 14:15Только 25% людей могут пройти этот тест на знание советского кино: попробуйте свои силы 12:23У фонда "Сколково" сменился руководитель 11:44Кристина Асмус озвучила диагноз после известия о госпитализации
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Сорокин: о книгах, Пелевине и любви

4546

None

Владимир Сорокин написал новый, очень степенный роман "Путь Бро", сменил скандальное издательство Ad Marginem на солидного "Захарова" и написал либретто для оперы. Когда-то самый одиозный, а ныне самый известный в мире современный русский писатель дал интервью "Буржуазному журналу", фрагменты которого Дни.Ру предлагают вниманию своих читателей.

– Я хотел начать с вопроса о контексте, в котором появилась ваша книжка. Саша Иванов, ваш бывший издатель, и Захаров, издатель нынешний, сказали, что от романа "Путь Бро" следует ждать нового Сорокина, что переход в издательство "Захаров" – это не механическая смена издателя, а начало нового Сорокина – буржуазного и респектабельного. Оба они наговорили много душевных слов...

– Да-да, особенно Саша Иванов...

– Саша был предельно корректен...

– Но про буржуазность этот революционно настроенный Саша сказал?

– Оба ваши издателя сказали примерно одно и то же.

– Да что они, марксисты что ли? Я всегда ненавидел марксистскую классификацию человечества по классовой принадлежности. Но если кому-то хочется считать меня буржуазным художником – пожалуйста, я не против. Я думаю, что мой образ жизни никак не связан с переходом от Ad Marginem к "Захарову". Это, скорее, связано с тем, что уже "Лед" не был книгой Ad Marginem. Уже она выпадала из их общего контекста. Поле деятельности этого издательства – диалектика, а я все больше и больше тяготею к метафизике. "Лед" – метафизический роман. Поэтому для него и понадобился сугубо новый контекст. Это – во-первых, а во-вторых, мне надоела постоянная ориентация Ad Marginem на скандал.

– В данном случае я бы поставил здесь акцент не на слове "буржуазный", а на слове "новый", имея в виду нового Сорокина. Какашек никто не ест, мата минимум...

– И практически нет секса.

– Да. Но с сексом в ваших книжках всегда было не очень...

– (Удивленно.) Ну почему же?!

– Я имею в виду правильный, конвенциональный секс.

– Ну как же, был!

– Был?

– (Ухмыляется.) А правильный секс – это что? Это как?

– Ну, традиционный такой...

– Это что ли по-хасидски через простынку? Все вами перечисленное я бы не отнес к элементам, составляющим мой бренд. Да, в своих текстах я пользовал жесткость и пограничные телесные ситуации, но не для того, чтобы шокировать. И только поверхностные люди реагировали на это как на эпатаж.

Я же все это время пытался ответить на один существенный, всегда волновавший меня вопрос: кто мы такие, где наши границы и что такое вообще человек? В последней книге этот вопрос также задается, но уже с несколько иной интонацией.

– Написание текстов помогло вам разобраться в этом вопросе: кто же в самом деле человек?

– Я понял, что человек – молодое космическое существо, созданное, безусловно, усилием великого разума. И я понял, что человек развивается и меняется, хотя у современных интеллектуалов в моде иная точка зрения: мол, человек на протяжении всей своей истории остается неизменным с египетских времен...

– "И всерьез можно говорить только об истории костюма", – написал Бродский...

– Это не так, и на самом деле это поза циника Бродского. Человек меняется. Ну и для меня это загадочный процесс, и цели, к которым мы движемся, тоже не понятны.

– И все-таки, вы не знаете, а куда мы движемся?

– Мы совершенствуемся. Лучшая часть человечества. А худшая – деградирует, конечно.

– А кого больше?

– Худших. Они по-прежнему убивают друг друга, пожирают животных, братьев наших меньших, и делают прочие ужасные вещи.

– Насколько вы согласны с идеологией Братства Света? Я увидел в их тезисах про "мясных машин" ваш собственный, авторский голос...

– Я не член этого братства...

– Конечно, у вас же не голубые глаза...

– (Смеется.) Поэтому они нас с вами бы к себе не взяли. Но я сочувствую им в мучительно утопическом пути к Свету. И я не разделяю их желания победить материальный мир путем его уничтожения. Они для меня оптический прибор, при помощи которого можно по-новому взглянуть на человечество. Некая площадка обозрения... Так над городами в горах ставят платные телескопы, чтобы через них можно было разглядывать мир. Вот секта из "Льда" для меня точно такой же телескоп.

– А вы уже придумали третью часть эпопеи про "Лед"? Наши победят?

– Я знаю, чем все это закончится. Должно закончиться. Но не время говорить об этом. Сейчас я только начинаю работать над третьей книгой.

– А как вообще пришла идея, что "Лед" должен быть трехтомным?

– Эта история свалилась на меня через год после выхода "Льда". Я вдруг понял, что меня она не отпускает, что тянет вернуться и что в ней есть еще что додумать. Есть куда плыть. Мне самому захотелось пережить опыт "Льда" во всей возможной полноте, чтобы вокруг этого куска больше льда не было, не оказалось пустот. И я очень надеюсь, что после третьей книги идея "Льда" меня отпустит.

– Другие ваши книги имели продолжения?

– Никогда. Они уходили в большое плавание, и я уже видел их как бы издали. Как корабли на горизонте. А эта после окончания работы так и не отходила от меня. Первый раз в моей жизни.

– А сейчас труднее писать или легче?

– Безусловно, в 28 лет, когда я сочинял свой первый большой текст – "Марину", это писалось единым потоком. За два месяца практически. Но таково физиологическое преимущество молодости – и любилось тогда лучше и бегалось и жилось легче. Раньше письмо было для меня спуском с гор на санках... Но сейчас пришло новое письмо, более медленное, продуманное и осмысленное. И в этой скрупулезности я черпаю дополнительную энергию. Теперь именно это доставляет мне удовольствие: этакая работа камнетеса, знаете ли.

– А что интереснее – придумывать или писать?

– Это совершенно разные процессы. Придумать роман как пережить вспышку сверхновой, а его писание – заселение звезды, ставшей планетой, обживание. Но писание прозы – это довольно напряженный процесс...

– Трудная мужская работа.

– Я называю ее лошадиной. Когда надо вывозить текст на себе. И главное – если ты хочешь вывести крупную форму, то должен везти ее каждый день. Надо постоянно держать этот мир на себе (вздыхает). Ну уж такой крест...

– Достаточно символично, что сейчас появилось много женщин, которые пишут прозу.

– Они же сильнее нас. И лучше. Рано или поздно это должно было случиться. Но у них есть некие онтологические препятствия – им физиология не позволяет глубокого погружения. Они уже, собственно говоря, по определению творцы. А если еще и прозу писать... Таких нагрузок человеческое тело не переносит. Поэтому пока нет женщин-прозаиков уровня Толстого или хотя бы Набокова. Но я желаю им успеха, потому что всегда любил и уважал женщин больше, чем мужчин.

– Есть за что.

– Это точно.

– Мне показалось, что в вашей новой книжке есть переклички с романами Пелевина. Например, ваш герой играет со значениями цифр. Это намеренно?

– Нет, совершенно. Когда он пересчитывает? Вы смотрели "Копейку"? Там есть Виктор, который говорит, что, когда его завалило, он же там тоже считал... Так что я придумал это раньше.

– А вы книжки Пелевина читаете? Смотрите, как он развивается?

– Да. Я получил удовольствие от первой части его последней книги. Про диалектику переходного периода... Только мне показалось, что этот роман мог бы быть больше объемом. Что он его немного скомкал.

– Просто мало писателей, которые работают с современным материалом...

– С современным языком вообще. Это говорит о том, что мало кто хочет меняться: мол, как сели за стол, так и сидим. Обычное такое российско-писательское высокомерие: де, весь этот современный мир (изображает русского писателя) такой омерзительный, я его видеть не желаю, все продажное, какая-то молодежь тупая и клубы ночные, в которые я не ногой, – вот и получается такая вот... (показывает на лежащий рядом номер журнала "Новый мир"). А я за открытые литературные глаза. И в этом смысле: опыт Пелевина очень важен, ибо он делает попытку пойти в ногу со временем.

– А опыт Акунина?

– Я с большим уважением отношусь к его прозе. Это серьезный, концептуальный проект. Мегаструктурная вещь, напоминающая мне большой стеклянный полированный шар.

– А как вы относитесь к Солженицыну?

– Для меня это, прежде всего, крупный историк и публицист. И очень небольшой художник. "Архипелаг ГУЛаг" – очень важная книга, серьезное историческое исследование, но художественная проза Солженицына очень мало отличается от прозы соцреализма. И "В круге первом", и "Раковый корпус" не пережили свое время. Они там так и остались. А Бродский пережил. И Мамлеев...

– Вы когда-нибудь думали о Нобелевской премии, мечтали о ней?

– (Смеется.) Я, конечно, не против получить ее, но всерьез об этом не думал. Набоков не получил. Да и Чехов тоже. У меня такое чувство, что я не рожден для премий. Пока получил единственную – Андрея Белого, которая заключается в яблоке и бутылке водки.

– А кто-то из ныне живущих русских писателей может сегодня претендовать на Нобелевскую премию?

– (Уверенно.) Конечно.

– Кто?

– Мне кажется, ее сегодня достойны двое – Лев Рубинштейн и Вера Павлова.

– За жанровые и тематические инновации?

– Ну и за гуманизм.

– Да и люди неплохие.

– А из прозаиков...

– Никого не осталось?

– Может, не появилось еще.

Беседовал Дмитрий Бавильский. Фото: Дмитрий Белинский. Материал любезно предоставлен "Буржуазным журналом".

ДНИ в Telegram

29 ноября 2004, 17:22

Женился на сестре и обрюхатил супругу друга: любовная драма известного писателя

Женился на сестре и обрюхатил супругу друга: любовная драма известного писателя
Изначально храм Христа Спасителя по проекту архитектора Александра Витберга должен был появиться на Воробьевых горах. Он мог оказаться втрое больше построенного в итоге на Волхонке! Грандиозный проект осуществить не удалось, а архитектора обвинили в растрате бюджетных миллионов и отправили под суд. Закладной крест на месте, которое планировалось под постройку, простоял еще столетие. Неподалеку юные Александр Герцен и Николай Огарев поклянутся посвятить свою жизнь борьбе за свободу. А в 1978 году здесь появится символический монумент того обещания двух философов-идеалистов. Впрочем, связывала их не только вера в светлое будущее человечества, но и куда более земные вещи... Александр Герцен был женат на свой двоюродной сестре Наталье Захарьиной.