Автор пьесы "Апельсиновый остров" (диплом "За современную политическую пьесу" конкурса "Действующие лица" 2006 года).
Освободили мы Пальмиру-то значит. Дошли! То есть не до ручки дошли, как нам говорили недруги, – до цели дошли. Раньше был это замечательный зеленый оазис в пустыне, росли там пальмовые рощи. Ну а потом туда пришла демокра... то есть, простите, "ИГИЛ", оно же ДАИШ, "Исламское государство", террористическая организация, навсегда запрещенная в России, как у нас традиционно пишут, чтобы всякие малолетние варвары карауловы толпой не ломанулись к этим варварам. Только сами боевики об этом не знают – они неграмотные.
И как начали в этой самой Пальмире уничтожать античные памятники культуры, костры из них устраивать! То статую обрушат, то храм взорвут, то триумфальную арку римской эпохи. Но все было вполне демократично, с заботой о бойцах – рабынь можно было купить на рынке, правда, по записи в канцелярии батальона. Хранителя города-музея боевики, разумеется, казнили, прям как в кино "Белое солнце пустыни". Или как в знаменитой книжке про путешествия к далеким островам: "А где же музей восточных культур?" – "Мы его разграбили", – мрачно ответил главный". То есть Восток – дело не такое уж тонкое, но здорово однообразное. Совсем какой-то исламистский беспредел получился. Мы, конечно, Пальмиру освободили, террористов уничтожили – с посильной помощью войск товарища Асада. То есть наши доблестные ВКС бороздили мировой воздушный океан не только с целью выбить из саудитов справедливую цену на нефть, как нам злые либеральные языки болтают... Мы и с гидрой мирового терроризма боремся, и спасаем культурные ценности и культуру вообще – и не только восточную. И у нас ждали какой-то благодарности от Запада. Но не дождались. А Мария Захарова, которая из МИДа и все время в телевизоре, официально заявила: Россия удивлена реакцией некоторых стран на освобождение Пальмиры, этого уникального и всемирного памятника. Ведь американский лидер и его союзники по НАТО как-то не заметили наших подвигов. Мол, черт с ним, что освободили величайшее собрание древних архитектурных ценностей и прогнали оттуда бандитов, массово убивавших несчастных заложников путем подрыва вместе с древними колоннами. Даже "тенк ю" не сказали. Но как шутил когда-то "дежурный по стране" Жванецкий, "меня удивляют те, кто удивляется, меня возмущают те, кто возмущается". Ведь кто-то должен будет заплатить за реставрацию всех этих разрушенных памятников и храмов. Как сказал когда-то наш президент по поводу восстановления одной "демократизированной" Америкой страны, кто-то набедокурил, а кто-то должен платить за побитые горшки.
Запад, собственно, сам способствовал расцвету "ИГИЛ*" и падению Асада, но сейчас вовсе не хочет раскошеливаться. Пускай античную Пальмиру разминируют русские саперы и восстанавливает Эрмитаж с Пиотровским, внебюджетный фонд ЮНЕСКО, какие-то итальянские карабинеры с экспертами – кто хотите, только не легендарная американская коалиция из 64 стран в целом. Так что иногда лучше жевать, чем говорить. А между тем, кроме собственно Пальмиры сирийской, есть, как известно, еще и другие ее родственники. Северной Пальмирой называли Петербург, южной – Одессу, если верить энциклопедии. В Северной, правда, памятники царизма, дворцы и храмы реставрируют ударными темпами и вот-вот уже все восстановят, как было при Романовых, а вот в Одессе, наоборот, идет процесс декоммунизации, как и на всей Украине. То есть увидишь где памятник, скажем, Ленину – под снос. И императрицу всея Руси Екатерину II – туда же, несмотря на запрет одесского суда. Чего жалеть – не античный же. И в соседней Польше тоже, насмотревшись, видимо, новостей из Сирии, решили снести к чертовой матери полтысячи (!) памятников благодарности Советскому Союзу. Только захоронения солдат ВОВ пока трогать не будут, но вообще благодарности у поляков не осталось уже никакой. Ну это и по телевизионным ток-шоу понятно. Там гордые польские шляхтичи, как бы братья-славяне, откровенно говорят, что лучше лизать американский сапог, чем прозябать под российским лаптем, и что они, конечно, тоже никогда нам братьями более не будут, как и украинцы. Но Мария Захарова, наша прямо заступница и спасительница, сказала полякам откровенно и честно – вы хуже "ИГИЛа"! Если одни негодяи памятники порушили по идеологическим соображениям, так и другие туда же – куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Президент Польши Дуда трубит, что в воздухе-де с подачи России пахнет новой холодной войной, так пусть откровенно признается, откуда он – из "Талибана*" или из "Аль-Каиды", где был 11 сентября известного года и почему не хочет пройти проверку на детекторе лжи, как шутили в одной американской комедии.
Конечно, Мария Владимировна иногда слишком прямолинейна для дипломата. Если уж дипработник говорит слово "беспредел" – и правда, жди войны. В отличие от своей тезки Маши Шараповой, устроившей на "мельдониевой" пресс-конференции в Лос-Анджелесе прямо картину Тициана "Кающаяся Мария Магдалина", то есть покаявшейся во всем, наша Маша фром Раша не кается решительно ни в чем и хочет заставить раскаиваться других. Госсекретарь Керри, министр иностранных дел Германии Штайнмайер ночей не спят, все думают, какой она про них завтра еще сочинит анекдот. А вот у раскаявшейся Шараповой ООН уже практически отняла звание посла доброй воли, как у не оправдавшей высокого доверия. Остается сделать ее какой-нибудь "послихой" при ЮНЕСКО и послать в Пальмиру – пусть искупит свою вину за мельдоний (хорошо, если не кровью). То есть, как говорится, два мира – две Марии. Но два мира – это и две Пальмиры. Одну освободишь – другие появятся. Восстановишь одни памятники – а тут уже сносят следующие. Везде свои националисты, не слабее исламистов. Польша последнее время делает все, чтобы мы полностью забыли о нашей былой дружбе и навинтили на "Искандеры" исключительно ядерные боеголовки. То министра нашей культуры Мединского на польском телешоу ведущая – тоже, кстати, Мария – так огорчит, как он и узнав о своем проворовавшемся заместителе не расстраивался. Дескать, негодяй ваш советский генерал Черняховский, дедушку ведущей прикончил, только что не лично из пистоля застрелил, и правильно ему барельеф в Пененжно сносят. А между прочим, генерал отдал тогда жизнь, а маршал Конев спасал от уничтожения немцами заминированный Краков, как мы сейчас спасли Пальмиру. Может, не надо было спасать? Все знают, что прошлое наше непредсказуемо. Дескать, перепишем учебники истории – и все сразу изменится. Снесем советские памятники по проекту Польского института национальной памяти – и сразу историческая картина станет другой. Почему-то про учебники по естественным наукам никто иллюзий не питает – сожжешь их, а закон всемирного тяготения все равно останется. А вот у общественников – совсем другое дело. Там верят, что когда падет последний Ленин, не станет и СССР, которого, правда, уже четверть века как нет.
Но когда связи окончательно порвутся, когда поляки, прибалты, украинцы, объединенные в единый фронт, порушат все относящиеся к России памятники с безжалостностью "ИГИЛ", тогда и у нас не будет оснований как-то жалеть Польшу и всех прочих, когда начнется заварушка. В конце концов можно выстрелить каким-нибудь "Искандером" и до начала большой ядерной войны в превентивном, так сказать, порядке, а потом сказать американцам, мол, из-за чего нам, ребята, ссориться? Из-за нападения на члена НАТО? Да полно, там уже просто ядерная пустыня. Там даже памятников, знакомых нам, не было уже ни одного и до того. Ну забашляем там за эту Польшу вашему Керри, сколько надо, как вы нам простили несколько миллиардов долларов долга Парижскому клубу за утопленный "Курск", и разойдемся друзьями. Вот чем кончается бесконтрольный снос памятников, вот до чего он доводит. Нет, мы, конечно, не разжигатели войны. Но и "ИГИЛ" стараемся близко к себе не подпускать. От него надо пропалывать планету, как от баобабов. А если уж баобабы подползли вплотную к границам и сами гордо заявляют, что они вообще уж полные баобабы – надо принимать меры. Ассиметричные там или какие еще – это, как говорится, уже чисто технический вопрос.