- Мы обсуждали, стоит ли показывать концепт заранее. Однако все в компании были полностью уверенны в правильности и нужности этой модели. Кроме того, в минувшие два года мы показали много новинок, а демонстрация концепта отвлекала бы внимание от новых моделей. - Первые изображения "Панамеры", распространившиеся по Интернету, сделали фотографы-шпионы. Насколько они мешают вашей работе? - Я бы не сказал, что они мешают работе. Когда в прессу попали первые шпионские фото, их комментировали крайне негативно. В частности ругали дизайн, мол, машина будет плохо выглядеть. Для меня это значило лишь одно: наши специалисты хорошо закамуфлировали предсерийный автомобиль. А на нашу работу шпионы не влияют. - Сколь сильно техника и маркетинг ограничивают полет фантазии дизайнера? - В работе дизайнера нормально иметь различные факторы, которые влияют на то, что мы делаем. Нам приходится учитывать техническую компоновку, аэродинамику, предписания многочисленных законов и правовых норм – но это лишь повседневные моменты, и они не составляют проблемы. Ведь в результате мы всегда получаем компромисс. Так что важно лишь, чтобы автомобиль в целом получился удачным. Как дизайнер "Панамеры" я рад, что в многочисленных обсуждениях и спорах с техниками, дизайнеры чаще побеждали. - Значит ли это, что техники проиграли? - В итоге никто не проиграл. Отличный пример – спойлер на модификации Panamera Turbo. Очевидно, что для столь мощного автомобиля очень важна аэродинамика. Но мы, дизайнеры, не хотели обременять силуэт машины постоянным спойлером. Так мы пришли к идее невидимой аэродинамики, и техники разработали раскладной спойлер. В результате выиграла и машина, и клиенты. Техникам нужно быть более креативными. - Двигатель Panamera расположен спереди. Означает ли это победу техники или дизайна? - На ранней стадии обсуждались различные варианты компоновки, но было решено, что для 4-местного автомобиля с большим салоном это техническое решение оптимально. - Как ставится точка в работе над дизайном автомобиля? Есть ли деталь, которую создают последней? - В нашей работе есть момент, когда разработка дизайна замораживается. После этого автомобиль передается в руки технических специалистов. Хорошо, что есть такой момент, хоть он и болезненный для нас. Но иначе бы дизайнеры никогда не закончили работу. - Как долго длится разработка модели? - Это одна из последних тайн в автопроме. Чтобы говорить об этом, нужно знать, когда создается первый эскиз и когда замораживается работа над дизайном. Обычно дизайн занимает около двух лет, во многом это зависит от требований. - Есть ли в дизайне "Панамеры" детали, которые вас не устраивают? - Да, такие есть, но я не стану их раскрывать. Они останутся моей тайной. Всегда у дизайнера есть места, которыми доволен не на 100%, но ведь надо сохранить пару идей для следующих поколений модели. - У вас уже есть идеи рестайлинга? - Когда модель запускается, для нас она уже почти олдтаймер, ей уже 2-3 года. Ведь заморозка дизайна происходит намного раньше премьеры на автосалоне. И сразу после этого мы начинаем работу над тем, что хочется изменить или улучшить. Это нескончаемый процесс. - Чтобы вы пожелали созданной вами модели? - Мы ставили перед собой задачу, сделать такой автомобиль, которых до сих пор не было. Я надеюсь, через много лет он будет участвовать в конкурсах автомобильной красоты в качестве вехи в развитии автомобильного дизайна. Это мечта любого дизайнера.