Массовый снос торговых павильонов и зданий, построенных у станций московского метрополитена, вызвал неоднозначную реакцию в обществе. С одной стороны, тысячи людей в одну ночь остались без работы, бизнеса и имущества; с другой – власти утверждают, что все снесенные постройки были возведены с нарушением закона.
"У них все по закону через какие-то кривые схемы", – рассказал "КП" глава Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк. Например, коммерсант в 90-е получал землю под установку некапитального нестационарного объекта со сроком аренды 5 лет. За это время павильон обкладывали кирпичом и получали экспертизу, согласно которой тот уже признавался капитальным объектом. Коммерсант получал справку БТИ, регистрировал право собственности и город уже ничего не мог с ним поделать – до внесения поправок в Гражданский кодекс.
По словам Немерюка, все владельцы самостроя давно знали о том, что их снесут. "Практически по каждой из этих построек в свое время шли судебные разбирательства. Мы оспаривали законность нахождения этих объектов в городе. Собственники этих зданий всем известны. Достаточно забить запрос в любой поисковик в интернете".
Например, павильоны в районе метро "Сокол" на Ленинградском шоссе принадлежали, судя по всему, Фазилю Исмаилову (родному брату отца-основателя "Черкизона" Тельмана Исмаилова). Эти палатки появились в эпоху, когда он занимал пост глава управы района Сокол и зампрефекта Северного округа Москвы.
А собственник торгового центра "Пирамида" на "Пушкинской", снос которого запланирован на конец месяца – Вячеслав Васнев, известный "король ларьков". Среди прочего он владеет торговым комплексом класса luxury & premium "Западный" на Рублевке (общая площадь – 30 тысяч квадратных метров) и рестораном на площади Революции.
"Среди хозяев снесенных павильонов есть владельцы крупных торговых центров и ресторанов столицы, есть и такие, кто сидит в офшорах", – рассказал "КП" источник в городской администрации. Он же сообщил, что московские власти не намерены останавливаться на достигнутом – в городе еще остается порядка 300-400 подобных сомнительных объектов, по которым ведется разработка.
Крайними в этой ситуации оказались простые продавцы и арендаторы. "Часто такими постройками владеют люди, которые передают их в аренду и субаренду без оформления договоров", – пояснили в мэрии. При этом владельцы таких строений, несмотря на уведомления о сносе, не предприняли никаких мер по защите своих арендаторов, и предпринимать не собираются.