Одним из главных пунктов у либералов 90-х был антикоммунизм (в более или менее радикальной форме). Наиболее ярые сторонники либерализма выступали (а дай им власть, и осуществили бы) за запрет коммунистической идеи в целом и КПРФ в частности. Кстати, триумф этой идеи мы видим сейчас на Украине, где пришедшие на волне государственного переворота новые власти в первую очередь запретили Компартию. России же такого развития событий удалось избежать: влияние коммунистов на общество к 2000-м годам заметно снизилось, а главными оппонентами теряющих популярность либералов стали консерваторы.
Те, кто после развала СССР встал у руля страны (Гайдар и компания), активно использовали либеральные лозунги, а по факту не понимали, что и как надо делать. Их знания о рыночной экономике ограничивались теми, что они почерпнули из книг, а практические шаги делали по указанию западных инструкторов. Их действия напоминали манипуляции врача-самоучки, взявшегося оперировать смертельно больного пациента. Один из главных рецептов того времени звучал так: "Надо подождать, мы видим у больного признаки улучшения". Результаты работы этих "врачевателей" от экономики россияне прочувствовали на себе в 1990-х.
По счетам либералов платили простые граждане, все доходы и накопления которых обесценивались в результате "черных" вторников и четвергов. Эти события, конечно, приводили к смене руководителей финансово-экономических структур в правительстве, но на место ушедших либералов приходили другие: их последователи и ученики. В итоге к XXI веку российская экономика подошла в унылейшем состоянии. К 2000-м годам слово "либерал" уже стало ругательным. Население страны испытало разочарование в либерализме. Никто не сделал больше для дискредитации этого понятия, чем те, кто занимался политикой и экономикой в России в конце XX века.
Любопытно, что сами приверженцы либеральных идей никогда себя виноватыми в допущенных ошибках и провалах не считали. Так, бывший премьера Егор Гайдар, проводивший в начале 1990-х шоковую терапию российской экономики, ответственность за провал реформ возложил на Съезд народных депутатов: "Совокупность требований, заявленных Съездом, обрекает страну на гиперинфляцию, означает приостановку процесса приватизации и свертывание аграрной реформы. (…) Неизбежным результатом осуществления решений Съезда будет катастрофическое падение уровня жизни, голод, социальные потрясения и хаос".
К настоящему времени либерализм испытывает в России тяжелейший кризис. Однако говорить о том, что сторонников этой идеи не осталось, было бы преувеличением. Более того, многие из них до недавнего времени находились во власти, а некоторые находятся там до сих пор, составляя так называемое либеральное крыло. Правда, два главных "ученика Гайдара" в правительстве – Герман Греф и Алексей Кудрин – уже ушли со своих постов, но идей, как помочь России, у них меньше не стало.
Бывший глава Минфина не устает заявлять, что делается все не то и все не так. Вместо того чтобы заниматься поиском реальных путей преодоления кризисных явлений в экономике, Кудрин продолжает "обличать" виноватых. На этот раз бывшему главе Минфина не угодило государство, уделяющее излишнее внимание бизнесу. "Бюрократия серьезно давит на бизнес, ограничивает его. Создает сложности – то, что мы называем административными барьерами, коррупцией. Тем самым эффективность экономики остается невысокой. В этих условиях предпринимательство как основной мотор российской экономики испытывает большие сложности", – заявляет бывший чиновник, не упоминая при этом, какие трудности ждут экономику, если снизится контроль государства за происходящими в ней процессами.
Вторит своему бывшему коллеге по экономическому блоку правительства и Герман Греф, называя систему государственного управления неэффективной. "Чем страны успешные и неуспешные отличаются друг от друга? У неуспешных зачастую есть очень много природных ресурсов, капиталов и так далее, но они десятилетиями показывают либо падение, либо стагнацию экономики. У успешных стран зачастую никаких ресурсов нет, но они показывают высокие темпы экономического роста. Различаются они только качеством управления, в первую очередь государственного", – декларирует Греф, который, будучи министром экономического развития, о таких вещах не заявлял.
Конечно, не находясь при власти и, соответственно, не неся ответственности за последствия, легко рассуждать о необходимости ослабления роли государства. Однако едва ли россияне, "наевшись" идей либералов у власти, захотят возврата лихих 90-х. Так что, либеральный реванш вряд ли состоится.