Европейские страны собираются принять документ, аналогичный Хельсинкским соглашениям. Тогда дипломатические усилия лидеров западных стран и СССР помогли завершиться холодной войне, а также сформировали новую политическую архитектуру мира, которая, по замыслу создателей, не должна была меняться. Но уже в 2008-2009 годах Россия показывала, что эти договоренности не работают, и на смену им должны прийти новые соглашения.
Эксперты считают, что многое в принятии решения будет зависеть от США, влиянию которых подвержены политики многих европейских стран. Другого выхода из ситуации не замечено. "В ОБСЕ председательство меняется раз в год. В этом году председательствует Швейцария, в следующем будет председательствовать Сербия. 4–5 декабря пройдет Совет министров иностранных дел в Базеле, там эта идея может приобрести конкретные очертания. Она сейчас проговаривается в рамках ОБСЕ", – цитируют "Известия" постоянного представителя России в Европейском союзе Владимира Чижова.
По словам Чижова, концепция готовящегося соглашения уже существует – "Хельсинки плюс 40". Проект декларации был подписан в Киеве в декабре 2013 году министрами иностранных дел стран, входящих в ОБСЕ, в числе которых был и глава МИД России. Полной реализации потенциала документа не получилось, так как на Украине произошел государственный переворот, началась гражданская война, а отношения европейских стран и России ухудшилось.
"Новая редакция "Хельсинки плюс 40", как сейчас называется проект, действительно обсуждается на разного рода уровнях власти. Ее актуальность обусловлена многими факторами, в том числе и тем, что действующая повестка международных проблем, по версии ООН, до конца не выполнятся. Мы наблюдаем, что на пути решения серьезных проблем (борьба с терроризмом, распространение ядерного оружия) начинают появляться субъективные факторы в виде таких явлений, как русофобия и иные фобии", – рассказал чрезвычайный и полномочный посол, депутат Госдумы Василий Лихачев. Он отметил, что европейские дипломаты прощупывают почву, чтобы в будущем создать совместную с Россией картину безопасности на континенте.
Россия уже указывала на необходимость пересмотра системы международной безопасности, так как старая продемонстрировала свою неэффективность. "Предложения пересмотреть Хельсинкские соглашения поступали от России еще в 2008 и 2009 годах. Мы говорили о необходимости "Хельсинки-2", так как мы видели, что во время конфликтов на Кавказе и в Югославии Хельсинкские соглашения не работали", – напомнил заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Андрей Климов.
Не все российские парламентарии рассматривают оптимистические сценарии относительно новых соглашений. "Объективная потребность подтвердить те правила поведения, которые были выработаны во время "Хельсинки-75", и, может быть, развить их с учетом кризисов, которые были в Европе, – югославского, украинского – существует. Однако в обозримой перспективе я не вижу возможности для организации такой конференции, потому что сейчас по отношению к России отыгрываются в основном санкционные сценарии", – считает глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.