В последнее время оппозиции стало непросто заявлять о себе. Ведь привычное обличение Кремля и призывы к Майдану не то что сочувствия, даже интереса почти ни у кого уже не вызывают. Зато пиар-стратегия маргинальных политиков достойна оруэлловской Океании: сначала берется (а то и изобретается) информповод для саморекламы, затем он выворачивается наизнанку, а если изнанка оказывается неприглядной, событие игнорируют, пишет издание "Собеседник".
Взять хотя бы недавнюю акцию "Антикапитализм-2005", первую скрипку в которой играла Национал-большевистская партия. Как и любое общественное мероприятие, "Антикапитализм" нуждался в рекламе. Но, как назло, реальных поводов покритиковать власть лимоновцы накануне акции придумать не могли, как ни пытались. Нацболку, ударившую по щеке министра образования Андрея Фурсенко, стражи порядка по просьбе министра даже не стали задерживать, хотя та на это явно нарывалась… Тут-то и пригодились заявления лидера НБП Эдуарда Лимонова, которыми он разбрасывался всю прошлую неделю. 12 сентября, когда журналисты попытались выяснить мнение главного нацбола страны по поводу митинга в защиту Ходорковского, он разве что не послал интервьюеров по известному адресу: "Вы ко мне лучше с какими-нибудь серьезными вещами обращайтесь. У меня вчера тормоза подрезали в машине - хотели угрохать". Оказалось, что накануне партийная "Волга-3110" неподалеку от станции метро "Рижская" внезапно потеряла управление и на скорости 70 км/ч врезалась в столб. Никто из пассажиров не пострадал, да и самого вождя в машине в момент аварии не было, но Лимонов все равно публично объявил ДТП покушением на свою персону. Вот и ломай голову, что это было. Мифический заговор спецслужб, которым даже косвенные подозрения в заказном политубийстве ни к чему?.. Или за аварией стояли все же сами лидеры НБП, которым в преддверии марша "Антикапитализм-2005" скандал с загадочным покушением пришелся как нельзя более кстати? К слову, имидж битой партии НБП приобрела еще три недели назад, когда 29 августа в 20.05 по московскому времени группа людей с бейсбольными битами напала на охрану национал-большевиков. А уже в 20.06 (то есть спустя несколько секунд) лидер молодежной "Родины" Сергей Шаргунов отчитался в интернетовском "Живом Журнале": "Много крови. Нападали неизвестные молодчики. Избили нацболовскую охрану..." Несмотря на то, что практически все независимые журналисты сразу обратили внимание на подозрительную оперативность Шаргунова и уличили в провокации самих левых радикалов, оппозиционеры тут же перевернули ситуацию на свой манер…Родилась версия: "Нападавшие - представители так называемого движения "Наши". Нацбол Павел Жеребин даже поклялся, что заснял все это на фотоаппарат, и хотя до сих пор (спустя три недели) снимков никто так и не увидел, остальные оппозиционеры поверили избитым на слово. А поскольку любая пиар-акция имеет своей целью не только пожурить власть, но и получить от этого политические дивиденды, 30 августа в 20.02 (спустя сутки после инцидента) прозвучало сообщение о событии, ради которого провокация, видимо, и затевалась: "Уже завтра будет официально объявлено о создании инициативной группы по выдвижению Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты Государственной думы". Свое согласие вступить в группу дал и Эдуард Лимонов… При этом лукавые пиар-стратегии - вещь в российской политике отнюдь не новая. По крайней мере, для продвинутых топ-менеджеров из ЮКОСа. #{more}На прошлой неделе, в день начала рассмотрения Мосгорсудом кассационной жалобы Ходорковского, в Интернете всплыл протокол заседания от 14 марта 2002 года известной общественной организации "Открытая Россия". На этом историческом заседании Ходорковский, Невзлин, Шахновский и др. утвердили документ под названием "РR-стратегии "Открытой России". Среди прочих стратегий в нем выделяется стратегия N2 - "Дымовая завеса": "Стратегия заключается в том, чтобы создать убедительную "дымовую завесу" или замаскировать истинные политические амбиции "Открытой России" и ее руководителей. Одновременно с широким информированием населения и в особенности целевых аудиторий о спонсорских, благотворительных и просветительских проектах "Открытой России" ведется последовательное информирование населения о преимуществах демократии и пропаганда соответствующих идей". Уточним: соответствующих идей миллиардеров из ЮКОСа Ходорковского и Невзлина. Стоит ли удивляться, что сегодня, спустя три года, многие уважаемые СМИ стали заложниками и жертвами очередных пиар-задач стратегов, заинтересованных только в одном - вернуть любыми способами утраченную власть. "Дымовая завеса", судя по всему, накрыла и самого Ходорковского. Он до сих пор так и не определился с корнем всех своих бед, то заявляя, что его осудили "за политику", то говоря, что бросили в тюрьму "за бизнес". Так же играют фактами и прочие оппозиционеры. Тот же бывший премьер Касьянов, который на прошлой неделе представил себя как самого мирного и бесконфликтного кандидата в президенты 2008 года. А через несколько лет, думается, всплывет очередной "РR-план", составленный оставшимся на хозяйстве Леонидом Невзлиным: "Стратегия заключается в том, чтобы создать убедительную "дымовую завесу" или замаскировать истинные политические амбиции Касьянова и руководителей оппозиции..."
По материалам издания "Собеседник"