Главным сюрпризом политико-экономического раздела предстоящего послания президента Федеральному Собранию (подготовленного в том числе и Германом Грефом) станет предложение передать парламенту часть функций премьера и правительства. Владимир Путин в пятницу озвучит не только цели и основные направления административной реформы. Президент остановится и на некоторых деталях. А именно: на необходимости пересмотра полномочий отдельных министерств и ведомств и перераспределения функциональных обязанностей внутри кабинета министров. Об этом стало известно из заслуживающих доверия источников.
Вообще, как и прогнозировало наше издание еще две недели назад, основной темой послания станет пробуксовка и необходимость ускорения административной реформы.
Главной интригой – затягивание сроков приема текста послания и длительное молчание президента. Чем оно вызвано? Ситуацию для "Дней.ру" комментирует директор Института политического анализа Сергей Марков:
"Я думаю, что послание откладывалось по причине исключительной важности. Президент должен был фактически подвести итог своего правления за три года, да еще в тот момент, когда начало расти недовольство. К тому же это послание перед выборами – можно считать, что в нем окажутся положения его программы на следующие четыре года. Это исключительно трудное послание.
Уже два года назад президент говорил об административной реформе, как о важном деле, год назад – как о важнейшем деле. А реформы-то нет! Налоговые изменения не дали положительного эффекта в экономике. В воздухе витает слово "застой".
Президент должен будет дать ответ на вопрос, так ли это, и выполнено ли его предыдущее послание. Если он скажет, что все идет хорошо, это будет означать, что слова его нельзя принимать всерьез. Если скажет, что именно плохо – то надо будет сказать, кто виноват. И стрелочника назначить будет нельзя. Нужно будет в чем-то признать и свою вину, а это перед выборами особенно сложно.
А длительная борьба, которая велась вокруг послания, шла по нескольким направлениям, она касалась его главной логики по нескольким вехам. Кто виноват? - администрация, местная власть, правительство, а если правительство, то кто в правительстве – премьер, или команда Кудрина – Грефа? И началась эта борьба за три-четыре месяца до сего дня.
Второй момент: экономический рост – должна ли эта задача стоять, как приоритетная. Президент, если помните, одно время даже конфликтовал с "институционалистами" - Кудриным, Грефом, Гайдаром, Чубайсом, которые считают, что важно внедрить в стране рыночные институты и дальше "рынок вывезет", склонялся к точке зрения "группы промышленной политики".
В случае принятия ответственного решения создается политическая основа для смены команды. И шла борьба по поводу олигархов – что с ними делать, например по вопросу о природной ренте. Я не думаю, что будут приниматься какие-то радикальные кадровые решения, но все же Путину удастся не уронить своего авторитета".