События последних нескольких недель обозначили еще одну серьезнейшую угрозу, которая в прямом смысле слова нависла над головами москвичей. К чреде терактов в российской столице добавилась чреда крыше-падений, число пострадавших от которых уверенно переваливает за несколько десятков человек. На москвичей сначала обрушились своды аквапарка "Трансвааль", а в минувшую субботу они оказались под стальными конструкциями навеса возле гипермаркета "Метро". И в первом, и во втором случае версии намеренной диверсии, теракта всерьез не рассматриваются. Но это, скорей, еще более усугубляет ситуацию. Почему?
Как известно, спрос рождает предложение. В последние несколько лет возросшее благосостояние жителей Москвы спровоцировало приход на столичные рынки целого ряда компаний, которые в минимально краткие сроки попытались занять лидирующие позиции в тех или иных сегментах потребительского рынка. За считанные месяцы в Москве и на прилегающей к ней территории выросли такие гиганты как "Икея", "Оби", "Ашан", "Метро" и другие гипермаркеты, задачей которых является привлечение максимального числа покупателей. Примерно такая же картина наблюдалась и в сфере развлечений – комплексы для отдыха москвичей появлялись одни за другим.
Но быстро и качественно, особенно в таком сложном деле, как строительство, тем более строительство помещений, где постоянно будут находиться сотни людей, – понятия, друг другу часто противоречащие. Об этом свидетельствует и мировой опыт и, к сожалению, теперь еще и опыт московский. На чужих ошибках учиться не захотели...
Обрушение аквапарка некоторые пытались обусловить тем, что строила его турецкая кампания. Мол, откуда этим стороителям знать, как нужно замешивать бетон в России и какую арматуру использовать? Да и какие турки строители? Прошло буквально несколько дней – и стало понятно, что турки, может, и виноваты в чем-то, но не они основные ответчики. Ровно в такую же ситуацию попали немецкие строители – именно они возводили навесы у гипермаркетов "Метро". А ведь немцы известны своей педантичностью, аккуратностью, точностью.
Московские власти уже предположили, что, возможно, строители не приняли во внимание особенности московского климата. Он действительно значительно отличается от того, что знаком жителям Берлина или Мюнхена. Но здесь возникает один серьезный вопрос: неужели уважающая себя и уважаемая другими кампания не приняла во внимание то, что в нашей стране является одним из ключевых фактров не только любых строительных работ, но чуть ли не истории (кому как не им знать, какую роль климатические особенности России сыграли, скажем, в сорок первом)?
Ответ, к сожалению, напрашивается сам собой. И этот ответ верен не только для "Метро", но и для абсолютного большинства "современных" (именно в кавычках) гипермаркетов, появившихся в Москве. Во-внимание действительно не принимаются десятки факторов, из-за чего нахождение во всевозможных икеях, ашанах и т.п. может быть не просто некомфортным, но даже и опасным доя здоровья, как психического, так и физического. К сожалению, как российские, так и иностранные кампании зачастую не принимают во внимание одно старое правило "поспешишь – людей насмешишь". Но "насмешишь" - еще наименьшее из всех возможных зол. Одно дело, когда ты не можешь запарковать машину перед магазином или выехать после его посещения с парковки (а это "нормально" для любого московского гипермаркета – знает любой его посетитель), другое – когда на тебя еще может и обвалиться массивная стальная конструкция.
Что делать в подобной ситуации? Несомненно, сами застройщики-инвесторы-владельцы гипермаркетов должны, не надеясь на авось, гораздо ответственней относиться к тому, что они возводят. И думать не о сиюминутных выгодах, а о своих покупателях. Московские власти должны гораздо ответственней подходить к проверке всевозможной строительной документации, а также тщательней контролировать все строительные процессы. Ну а простым москвичам остается только надеяться на то, что владельцы гипермаркетов и развлекательных комплексов сделают выводы и в ликвидируют источники потенциальной опасности.
К сожалению, на это остается только надеяться. И пока пользоваться традиционным магазинчиками, находящимися совсем не в зданиях-ангарах "супер-современной" постройки.