Так, в год ребенок должен произнести первые слова. В два года – пользоваться фразой. А если в два года он начинает произносить только отдельные слова, можно говорить о том, что развитие речи задерживается. Часто годам к семи-восьми такие дети при нормально развитом интеллекте самостоятельно догоняют сверстников. Но некоторым требуется помощь логопеда. Необходимо не пускать возникающие проблемы с речью у малыша на самотек, надеясь, что с возрастом все само собой пройдет. Речевые затруднения препятствуют познанию окружающего мира и отягощают психоэмоциональное состояние ребенка.
Как отметила логопед-дефектолог Детской клиники МЕДСИ в Благовещенском переулке Марина Агапова, у детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самые распространенные среди них: дислалия, задержка психоречевого развития, дизартрия, общее недоразвитие речи, алалия, задержка речевого развития, нарушение строения артикуляционного аппарата, темповая задержка развития речи, афазия, дислексия, дисграфия, смягчение, озвончение/оглушение, проблемы со слухом, педагогическая запущенность, недостаток внимания. Зачастую именно проблемы с речью мешают первоклассникам успешно осваивать учебную программу и являются дополнительной причиной беспокойства для родителей и педагогов.
В современной педиатрической практике широкое распространение получили специальные логопедические программы по системе CHECK-UP, включающие комплексное обследование ребенка профильными специалистами и диагностику состояния его речи. Пройти экспресс-диагностику в рамках этих программ можно за короткий срок и получить на руки подробное заключение медицинского специалиста. В случае выявления нарушений подбирается индивидуальная коррекционная программа, куда входят занятия с логопедом, курс физиотерапии, занятия с логопедом. Такая программа лечения позволяет улучшить артикуляционную моторику, звукопроизношение, речевую функцию, зрительное, слуховое внимание и память, фонематический слух, отработать слоговую структуру слова, ритмический рисунок речи.
Еще один немаловажный фактор – всем, кто окружает ребенка, необходимо внимательно следить за собственной речью. Для детей она – образец для подражания, потому что формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми.