Спустя год определение иностранного агента в России было расширено поправками в закон о СМИ. Они предусматривали возможность включения физических лиц в ряды представителей интересов других государств.
8 декабря 2020 года Государственная Дума России приняла в первом чтении законопроект о регулировании деятельности иноагентов. В нем предлагается снова расширить перечень физических лиц, которые могут быть признаны таковыми, а также приравнять к иностранным агентам незарегистрированные общественные и политические организации, получающие финансовую помощь из-за рубежа.
Это предложение в российском обществе было воспринято неоднозначно. Некоторые наблюдатели заявляли, что законопроект ущемляет права человека.
Однако глава Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев изучил документ и заключил, что не видит в нем подобных нарушений. По словам Фадеева, законопроект, напротив, – расширяет права граждан, в частности – на информацию. Председатель СПЧ подчеркнул, что россиян следует осведомлять о том, что какие-либо общественные объединения или отдельные лица спонсируются другими государствами или их жителями.
По словам Фадеева, гражданское общество продуктивно взаимодействовало с Госдумой по вопросам коррекции законодательства об иностранных агентах. Во втором чтении парламентарии приняли несколько поправок, предложенных СПЧ.
"В частности, напрямую было уточнено определение политической деятельности, и теперь деятельность НКО в области культуры, искусства, науки, здравоохранения, социальной поддержки и так далее не может быть отнесена к политической деятельности. Были опасения, что маркировать иностранных агентов придется не только СМИ, но и всем пользователям социальных сетей, – принята поправка, уточняющая это обстоятельство. Только СМИ обязаны в своих сообщениях указывать, что НКО или физическое лицо является иностранным агентом", – рассказал Фадеев.
Также он отметил поправку о том, что иноагентами могут маркировать только учредителей и руководителей НКО-иноагентов, но не работников. По предложению СПЧ из законопроекта исключен пункт о том, что физлица-иноагенты не могут быть членами общественных советов при министерствах и ведомствах.
Учли парламентарии и предложение Совета, что норма об открытии специального счета и предоставлении отчета по расходованию средств распространяется только на мероприятия с участием более 500 человек, отметил Фадеев.