Либертарианцем Джонсон был не всегда. Точнее – еще недавно не был: в не столь уж далеком 2012 году он участвовал в праймериз Республиканской партии. Однако президентскую номинацию ему не дали, и он от республиканцев ушел. Причем едва ли политик уходил за президентством: за всю историю США хозяевами Белого дома становились только республиканцы или демократы. У либертарианцев же лучшее достижение было в 1980-м, их кандидат набрал на выборах около 1% голосов.
Хотя надо отметить, что нынешний выдвиженец на пост президента на фоне Клинтон и Трампа смотрится выигрышно. Джонсон в прекрасной физической форме: в его активе – даже восхождение на Эверест, а еще он может пробежать 160 километров за 30 часов. Но не только в "физике" дело – он показал себя и как хороший организатор, проявив свои качества на посту губернатора Нью-Мексико. Джонсон занял это кресло в 1995 году, бюджет штата составлял 4,5 миллиарда долларов. Покидая его, губернатор оставил кассу почти с восемью миллиардами.
Программа Гэри Джонсона тоже избирателю импонирует: он намерен уменьшить размер государственного долга, легализовать наркотики, снизить налоги, прекратить слежки за гражданами США и немедленно вывести американские войска из Ирака и Афганистана. Первым делом кандидат в президенты пообещал в случае победы на всеобщих выборах 8 ноября свести к минимуму вооруженные вмешательства США во внутренние дела других государств. "Я крайне консервативен в финансах и крайне либерален в социальных вопросах. Я сокращу военные интервенции, последствия которых невольно ставят нас в большую опасность в мире", – заявил Джонсон.
Если взглянуть на ситуацию с точки зрения Москвы, возможно, Гэри Джонсон и стал бы лучшим выбором американцев. По крайней мере, программные заявления либертарианца сулят свертывание милитаристских программ, вывод войск с территории других государств. Однако в этом варианте слишком много допущений. Первое – что Джонсон победит на выборах. Такой вариант теоретически возможен – если недовольство нынешними кандидатами у избирателей, традиционно голосовавших за слонов либо ослов, заставит их отдать голоса Джонсону. Как кандидату "против всех".
А второе допущение и, пожалуй, верное не только для Гэри Джонсона, но и для Клинтон с Трампом – что победивший кандидат станет выполнять свои обещания. Программа нужна, чтобы привлечь избирателей. Но истинную политику – особенно это касается политики внешней – делает в США вовсе не президент. Об этом можно судить хотя бы по тому, что линия Вашингтона в отношении Москвы не меняется уже много лет, несмотря на смену хозяев Белого дома. Так что воспринимать всерьез актеров американского политического спектакля – пусть и исполняющих главные роли – не стоит. Все решает режиссер-постановщик. А Москва, как и заявлялось неоднократно, готова работать с любым американским президентом. И почему бы нет – если в итоге между ними разницы, можно сказать, никакой?