В последние недели уходящего года у итальянских политиков появилось много поводов для критики в адрес немецких коллег. В частности, речь идет о развитии газовых инфраструктурных проектов с Россией, правилах приема мигрантов и политике жесткой экономии. Все эти темы демонстрируют приверженность Евросоюза двойным стандартам, причем почти всегда в пользу Германии.
"Я уважаю Ангелу Меркель, у нас с ней отличные личные отношения. Но мы должны быть откровенны: Европа должна обслуживать все 28 стран, а не только одну", – цитирует Financial Times премьер-министра Италии Маттео Ренци. Однако ограничения, касающиеся одних государств, для других будто не существуют.
Как нельзя лучше европейскую политику двойных стандартов демонстрирует ситуация вокруг "Северного потока – 2". Развитие инфраструктурного проекта произошло после того, как по настоянию Брюсселя и Берлина была прекращена реализация "Южного потока", который привел бы природный газ непосредственно к берегам Италии.
"Мы оказались без "Южного потока", как вдруг обнаружили, что есть "Северный поток". Кто это решил? Такова энергетическая политика ЕС? Я посмотрел в таблице – только Германия и Голландия поддерживали его. Я понимаю, что это важное дело, но хочу сказать: либо правила распространяются на всех, либо ни на кого", – заявил Ренци.
Другим поводом поговорить об исключительном положении Германии в Евросоюзе стала ситуация с приемом мигрантов. В целях обеспечения безопасности всего региона в ЕС начали действовать более жесткие правила по контролю за прибывшими беженцами. "Теперь мы берем отпечатки пальцев, делаем фотографии и проверяем радужную оболочку глаз. Мы не можем сделать большего", – подчеркнул итальянский премьер.
Однако не все страны были столь обязательны, когда речь зашла о выполнении новых норм. "В июле и августе Германия принимала мигрантов и не брала у них отпечатки пальцев, поскольку Меркель заявила: "Сперва солидарность, затем бюрократия". Что справедливо для Италии, должно действовать и для Германии", – отметил Ренци.
Последней каплей, переполнившей чашу недовольства, стала политика жесткой экономии и проект закона о бюджете Италии, который в руководстве Евросоюза посчитали слишком затратным. При этом страна запросила помощь в меньшем объеме, чем позволяют правила. Такой жесткий подход провоцирует волну популизма и противодействия в европейских государствах, уверен глава итальянского правительства.
"Я не знаю, что случится с моим другом Мариано (премьер-министр Испании Мариано Рахой. – Прим. ред.), но я знаю, что те, кто был в первых рядах сторонников политики жесткой экономии, потеряли рабочие места. Это произошло в Варшаве, Афинах, Лисабоне. Давайте посмотрим, что случится в Мадриде", – заключил Ренци.