"В Москве с тревогой восприняли заявление премьер-министра Украины Яценюка о подписании соглашения с американской компанией Westinghouse относительно поставок ядерного топлива для украинских АЭС. Можно было бы, наверное, и проигнорировать молчанием настойчивое стремление Киева пойти по пути диверсификации таких поставок, чтобы, как можно понять, не быть зависимым исключительно от российского производителя, если бы не следующие обстоятельства, – гласит заявление на сайте МИД. – Компания Westinghouse в течение уже многих лет предпринимает попытки утвердиться на рынке ядерного топлива для атомных реакторов советской конструкции ВВЭР-1000".
Дипломаты подчеркивают, что шаги по завоеванию новых рынков ядерного топлива не противоречат сложившейся практике. "Однако в случае с Westinghouse наблюдается неприемлемая для ядерной энергетики спешка и игнорирование соображений ядерной безопасности. Тепловыделяющие сборки, производимые этой компанией, неоднократно демонстрировали несоответствие требованиям к качеству топлива для реактора ВВЭР-1000", – напоминает внешнеполитическое ведомство.
"Попытки его использования на чешской АЭС "Темелин" привели к достаточно серьезному инциденту. Загрузка этого топлива в АЭС Украины также повлекла череду происшествий. Теперь же речь может идти о широкомасштабном эксперименте, чреватом крайне серьезной аварией", – подчеркивает обеспокоенный МИД.
"При этом никаких оснований для беспокойства по поводу надежности поставок ядерного топлива из России у украинских властей нет и быть не может. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет регулярные и бесперебойные поставки тепловыделяющих сборок для АЭС Украины", – резонно отметили дипломаты.
"В этих условиях опасный эксперимент, затеянный Киевом, ставит под угрозу безопасность и здоровье украинских граждан и народов Европы. Похоже, уроки чернобыльской трагедии не научили киевские власти ответственному и научно обоснованному подходу к использованию атомной энергии. Фактически ядерная безопасность приносится в угоду политическим амбициям, а, может быть, и другим "осязаемым" интересам. Последствия же возможных аварий и инцидентов и ответственность за них полностью лягут на руководство Украины и американского поставщика топлива", – заключили в ведомстве.