"Хартия о противодействии экстремизму", задуманная как объединительный документ для российских партий, стала причиной для нового политического конфликта.
КПРФ и СПС отказались подписать документ, инициированный "Яблоком", бойкотировав антиэкстремистскую коалицию. Эксперты считают, что проблема не в неразрешимых противоречиях между сторонниками и противниками хартии, а в желании лидеров двух партий сыграть на ситуации и заработать политические дивиденды.
СПС и КПРФ среди отстающих
Подписать соглашение о неучастии в экстремистских акциях и активном противодействии экстремизму предложил еще в декабре 2006 года лидер "Яблока"
Григорий Явлинский. Предложение прозвучало на встрече партийных лидеров с президентом
Владимиром Путиным, и в торжественной обстановке было одобрено всеми участниками переговоров.
На сегодняшний день текст готов и одобрен "Единой Россией", "Справедливой Россией", ЛДПР, Аграрной партией, Народной партией, Социалистической единой партией России (СЕПР) и "Яблоком". А вот подписи КПРФ и СПС отсутствуют.
Не исключено, что левые и правые рассчитывают выторговать за свои подписи под хартией определенные политические уступки
Официальная причина отказа – мнение о том, что хартия трактует экстремизм слишком широко, и в будущем это позволит власти запрещать все уличные акции, являющиеся распространенным методом политической борьбы во всем мире.
Впрочем, другие правые, также известные своей приверженностью к митингам, шествиям и другим уличным выступлениям, не видят в хартии угрозы для своей деятельности. "Наши поправки убрали из этой хартии все двусмысленные положения, которые можно было бы использовать для подавления оппозиции, и оставили только то, что действительно касается противодействия экстремизму, - заявил в интервью газете "Известия" зампред партии "Яблоко" Сергей Митрохин. - Хартия не является юридическим документом, применяемым в судах, это декларация о намерениях, прежде всего обязательства самих партий. Например, отказ от сотрудничества со скинхедами и прочими экстремистами".
Удар по имиджу
На самом деле, считают подписанты, хартия не направлена на то, чтобы ограничивать возможности оппозиции устраивать свои акции. На право партий проводить законные митинги никто не покушается, а незаконные мероприятия и так подпадают под действие административного или уголовного законодательства, как и во всем цивилизованном мире.
Надо полагать, КПРФ, и СПС прекрасно осведомлены об этом, а значит причина неподписания хартии вовсе не в боязни запрета их акций. По оценке наблюдателей, эти партии просто используют ситуацию с хартией исключительно в популистских целях. Подписание межпартийного соглашения вызвало большой общественный резонанс,
и партии, обделенные в последнее время вниманием общественности, решили заявить о своем несогласии.
Не исключено, что левые и правые рассчитывают выторговать за свои подписи под хартией определенные политические уступки. Впрочем, вряд ли популизм и политический торг принесет свои плоды. Уже сейчас
подписанты хартии публично заявляют, что своим отказом от участия в соглашении КПРФ и СПС ставят себя на один уровень с экстремистами, что вряд ли положительно скажется на имидже обеих партий.