25 августа вполне можно назвать "российским 11 сентября". Власти пока не подтверждают, что пассажиры и члены экипажей разбившихся авиалайнеров стали жертвами терактов. Однако в пользу этой версии говорят показания приборов и очевидцев. Вчера генпрокурор России Владимир Устинов заявил, пишут "Ведомости", что рассматриваются три версии катастроф — теракт, неполадки техники и "человеческий фактор". В Минтрансе, глава которого Игорь Левитин возглавляет комиссию по расследованию причин авиакатастроф, отказываются от каких-либо комментариев. Впрочем, источник, близкий к этому ведомству, говорит, что чиновники склоняются к версии теракта. "Судя по разбросу фрагментов самолета и тому, что происшествия произошли на большой высоте, скорее всего, имел место взрыв на борту”, — вторит ему замдиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. Как отмечает "Коммерсантъ", пока ответственность за взрывы самолетов на себя никто не взял. Более того, представители чеченских боевиков Ахмед Закаев и Умар Ханбиев заявили, что ичкерийское сопротивление к терактам не причастно. А господин Закаев даже усмотрел в катастрофах происки российских спецслужб: "Я исхожу из того, что российским властям невыгодно выдвигать версию чеченцев. По их сценарию война закончена, идет налаживание мирной жизни. Я с ужасом жду, что российские спецслужбы найдут грузинский след. Российским силовикам нужна именно такого рода акция, чтобы начать бомбардировки Грузии".
С другой стороны, если выяснится, что авиакатастрофы в Ростовской и Тульской областях произошли в результате терактов, родственники погибших ничего не получат, поскольку риски терроризма страховкой не покрывались, пишет "Газета". В случае другой причины катастрофы близкие могут рассчитывать на 112 тысяч рублей - по договору обязательного страхования пассажиров от несчастного случая будет выплачено 12 тысяч рублей, а компенсация от авиакомпании, страховавшей свою ответственность перед пассажирами, составит 100 тысяч. Тем временем представители "Домодедово" и обоих авиаперевозчиков уверяют, что при подготовке и проведении полетов все требования безопасности были соблюдены. Все пассажиры, сотрудники наземных служб, члены экипажа проходят в "Домодедово" трехуровневую систему проверок, рассказала "Ведомостям" руководитель пресс-службы компании "Ист-Лайн", управляющей аэропортом, Юлия Мазанова. Если пассажир вызывает подозрение, его досматривают дополнительно. Точно так же досматривается багаж. Доступ сотрудников в служебные зоны аэропорта осуществляется только по отпечаткам пальцев, рассказывает Мазанова. Однако теперь участники рынка и общественность ждет, что государство займется ужесточением мер авиабезопасности. Первый оргвывод последовал уже вчера. Президент Владимир Путин поручил правительству безотлагательно подготовить законодательные изменения с целью передачи функций безопасности и контроля, включая предполетный досмотр, от администрации аэропортов Министерству внутренних дел России. В скором времени в аэропорту "Домодедово", из которого улетали разбившиеся самолеты, частная служба безопасности может быть заменена государственной. Государство также может потребовать от компаний обязательного сопровождения рейсов охранниками в штатском или использования ими "профайлинга" — системы специально разработанных вопросов, с помощью которых в Израиле отсекают потенциально опасных пассажиров. Но вряд ли будут ужесточены нормы эксплуатации Ту-154 и Ту-134. Сотрудник одной из крупных авиакомпаний говорит, что в таком случае авиаторам будет не на чем летать.