Взрыв на стадионе "Динамо" в Грозном поставил под вопрос успешность целого стратегического направления внутренней политики России в самом "больном" регионе" - Чечне. Фигурально выражаясь, бомба была заложена под ту модель "чеченизации", которую начали выстраивать в Кремле, опираясь на несомненно мощную фигуру Ахмада-Хаджи Кадырова. И дело не только в том, что республика лишилась лидера в ответственейший момент, весной, когда активизируется "деятельность" боевиков-террористов. О возможности такого поворота событий предупреждали еще год назад, когда эта модель готовилась, непосредственно перед президентскими выборами в республике, и предупреждения эти подтверждались еще на тех, ранних этапах. Форсирование выборов, сделанных практически безальтернативными, вызвало немало споров как внутри Чечни, так и в России. Вспомним хотя бы эпизод, когда очень уважаемый кандидат сделал жесткое заявление, сказав, что от участия в выборах его может отстранить только пуля. Для чеченца такое заявление - не пустой звук. Но нашлись средства надежнее пули. Кандидата остановили политическим оружием. Кремль сделал ставку на одного человека, который создавал структуры власти, подчиненные лично ему при значительном военном и финансовом контроле со стороны Москвы. Но, видимо, и этих мер контроля оказалось недостаточно.
Сомнения вызывало, главным образом, несоответствие жесткой централизованной модели управления в республике, разделенной на многочисленные, часто враждебные в отношении друг друга тейпы. Соседний Дагестан именно по этой причине предпочел модель парламентской республики. Несомненно, у сторонников более "простого" и прямого варианта были свои убедительные доводы. Но поговорка не врет. Простота порой не просто хуже воровства. Иногда она кончается кровью. Теперь всех беспокоит вопрос о преемнике Кадырова на президентском посту. Кто бы и что сейчас не говорил, это окажется гаданием на кофейной гуще. Тейп Кадырова, выходца из села Цантарой, значительно ослаблен после смерти лидера, и сейчас в схватке за власть сцепятся тейпы, а не личности. А усилились 9 мая отнюдь не те, кого можно "упрекнуть" в чрезмерной лояльности Москве. Вновь усилятся позиции Аслана Масхадова: "Видите сами, народ не принимает навязанных из Москвы президентов!". Активизируется Шамиль Басаев. Снова зазвучат фамилии Удугова и других лидеров эпохи Дудаева. Колода промосковских чеченцев возможно и не тоньше, но только, по понятной причине, многие чеченские политики, кроме тех, кому терять нечего, не слишком стараются себя афишировать. И будут требовать гарантий. Гарантий безопасности - в первую очередь. Гарантий безопасности для своих семей. Не постесняются и открыто сказать о крупном денежном вознаграждении. Все это будет.
Итак, "чеченизация" отброшена более чем на полгода назад. Вопрос ведь не только в фамилии нового президента Чечни. Выборы президента должны будут проходить с большей альтернативностью, хотя, вполне естественно, что Москва не допустит к участию в них не то что "непримиримых", а даже просто "нежелательных" фигур. Что же касается варианта, о котором уже успели сказать, де у Кремля был заранее подготовлен человек именно на такой случай, то это просто глупость, по нескольким причинам. Первая в том, что структура, которую выстроил Кадыров, просто не может быть увенчана новой "головой" - она сделана им самим и под него самого. Вторая в том, что такие маневры невозможно скрыть внутри не слишком узкого круга политической элиты, вовлеченной в "чеченский процесс", и дойди до Кадырова хоть намек о том, что ему готовят заместителя, скандал разразился бы в тот же день. Во многом режим Кадырова держался именно на личных, доверительных отношениях двух президентов - грозненского и московского. Таким образом можно прислушаться к каким-то прогнозам, но лично мне они в большей степени кажутся прожектерством. В данный момент назвать фамилию преемника ушедшего "Кадырова" не может даже тот, за кем в этой истории будет последнее слово, тот, кто фактически утвердит итоговый список кандидатов на предстоящих досрочных выборах.
Что же касается высказываний, вроде озвученного Дмитрием Рогозиным, о введении прямого президентского правления в Чечне, его не стоит рассматривать всерьез совсем. Новой полномасштабной войны в Чечне Россия не выдержит, тем более, что она немедленно выплеснется за границы республиканской территории, как это уже не раз происходило в куда более "спокойной" обстановке. Итак: чего ожидать? Ожидать кропотливого поиска новых кандидатов на пост президента (точных фамилий пока не знает никто). Ожидать активизации боевиков в Чечне, и целью их на сей раз будет максимальная дискредитация "чеченизации" по методу Путина-Кадырова", сведению на нет всех положительных достижений последних лет. Ожидать - к сожалению - новой волны терроризма в России, как было всегда в моменты наибольшей неопределенности и напряженности в республике. Чего не ожидать? Того, что фамилия нового президента Чечни будет принята в ближайшие недели. Теперь эта республика заминирована не только тротиловыми, но и политическими фугасами. Материал подготовил Андрей Цунский
Напишите автору.